Национальный Контроль.

Предпринимательство в России: Доверие, барьеры и факторы успеха

Бизнес
Предпринимательство в России: Доверие, барьеры и факторы успеха

Фото: shutterstock.com

Российское общество все лучше относится к предпринимателям, хотя и доверяет им меньше, чем политикам

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), отмечающий в этом году 30-летний юбилей, и бизнес-школа СКОЛКОВО представили данные двух независимых исследований, посвященных теме предпринимательства в России.

Отношение к бизнесу в нашей стране дифференцируется в зависимости от его масштаба: к малому и среднему бизнесу россияне относятся лучше, нежели к крупному (положительно: 90% против 67%). Фиксируется тренд на улучшение отношения к малому и среднему  бизнесу, по сравнению с предыдущими периодами: по данным последних опросов 90% выражают к нему положительное отношение (с 79% в 2009 г.).

Доверие к профессии предприниматель в российском обществе не сформировано: несмотря на существенное  снижение недоверия (с 45% в 2010 г. до 27% в 2017 г.), доля не доверяющих предпринимателям все еще  превышает долю доверяющих (27% против 22%).

Уровень предпринимательской активности меняется:  доля желающих открыть свой бизнес постепенно снижается, а оценивающих подобную перспективу как нежелательную – растет. В то же время уже 7% опрошенных россиян сообщают, что у них есть свой бизнес (в 1991 г. – 2%). Большую заинтересованность в этом вопросе проявляют мужчины, люди среднего возраста, с высшим образованием, жители «миллионников».

Главным фактором успеха в бизнесе россияне в целом считают  наличие стартового капитала (53%), а его отсутствие – одним из главных препонов на пути начинающих предпринимателей(18%). Также отмечается значимость команды (34%), личных качеств (24%) и др. Начать собственное дело, по словам опрошенных, помогли бы, в первую очередь, улучшение материального благосостояния и «финансовая подушка».

Если по вопросу об условиях успешного ведения бизнеса данные всероссийского исследования и опроса бизнесменов схожи, то по вопросу о барьерах ситуация обратная. По данным опроса ВЦИОМ, россияне считают бюрократию и административное давление основными и неизменными барьерами для открытия бизнеса в России. За 8 лет исследований фактор административного давления на бизнес остался неизменным (27% в 2009 году и 26% в 2017 году). По данным, полученным бизнес-школой СКОЛКОВО, на первое место среди препятствий предприниматели ставят создание команды/трудность в подборе сотрудников (31%), нехватку опыта и знаний у самого предпринимателя (31%) и личные барьеры/страхи/неуверенность предпринимателя (26%). Бюрократия же, административное давление и большое количество проверок не попали в ТОП-3 препятствий при открытии своего бизнеса.

Самым популярным ответом аудитории бизнес-школы СКОЛКОВО на вопрос «Если бы от Вас зависело развитие предпринимательства в стране, то какое решение на уровне государства Вы бы приняли в первую очередь?» стало предложение снизить налоги или ввести налоговые каникулы для новых бизнесов (36% опрошенных).

Предложения от предпринимателей к российским властям можно объединить в три основных блока: 1) финансовая поддержка предпринимательства: снижение налогов (36%), снижение ставок по кредитам (12%), поддержка и субсидии (7%); 2) административное регулирование: упрощение отчетности/бюрократии (10%), независимый суд (7%) и сокращение проверок (5%); 3) образовательная и консультационная поддержка предпринимателей: введение предмета «Предпринимательство» в школах и вузах (5%), образовательные программы и консультации для предпринимателей (по 5%) и др.

Роль бизнеса в целом в нашем обществе оценивается положительно: три четверти граждан (74%) говорят, что деятельность предпринимателей идет на пользу людям. Основную пользу от бизнеса россияне видят в увеличении занятости населения путем создания рабочих мест (28%), а также пополнении государственного бюджета (13%), повышении доступности (12%) и ассортимента товаров и услуг (10%).

Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров: «За три десятилетия легального развития частного бизнеса в России отношение нашего общества к предпринимателям сильно эволюционировало. Эта профессия стала более привычной, нормальной и востребованной, огульного критицизма и зависти к бизнесменам стало меньше. Тем не менее, недоверие к деловому сословию в нашей пока ещё очень небогатой стране сохраняется, и необходимо иметь это в виду как политикам, так и авторам экономических программ».

Президент Московской школы управления СКОЛКОВО Андрей Шаронов: «Важно отметить две вещи по итогам опроса. Во-первых, мне очень импонирует, что российское бизнес-сообщество становится более зрелым: предприниматели и менеджеры, опрошенные бизнес-школой, не жалуются на административные барьеры. Они готовы вести бизнес в России, самые сложные для них вещи - это выбор правильной команды, нехватка знаний и умение преодолевать собственные страхи. Второй важный момент, когда мы говорим про взаимоотношение бизнеса и государства – все должны понимать, что работа должна идти в обе стороны. И государство должно уметь разговаривать с бизнесом, и сами предприниматели должны хотеть искать информацию, знать, какие есть льготы и возможности, и пользоваться ими».


Назад к новостям

Материалы дня

Большое конгресс-шоу в прямом эфире Большое конгресс-шоу в прямом эфире

Рейтинг ожидания: 1 млн онлайн зрителей, 29 стран

«Новотранс» инвестировал в LUGAPORT свыше 6 млрд рублей «Новотранс» инвестировал в LUGAPORT свыше 6 млрд рублей

В рамках создания искусственных земельных участков (ИЗУ) терминала LUGAPORT Группа компаний ...

«Цифровое деловое пространство» запускает серию онлайн-событий «Цифровое деловое пространство» запускает серию онлайн-событий

ЦДП временно приостанавливает работу офлайн. Все мероприятия, запланированные с марта по май, переве...

К Московскому инновационному кластеру присоединились ведущие кондитерские предприятия К Московскому инновационному кластеру присоединились ведущие кондитерские предприятия

В состав кластера уже входит 853 организации. Среди них IT-компании, промышленные предприятия, научн...

Предпринимательство в России: Доверие, барьеры и факторы успеха