Национальный Контроль.

Анатолий КИСЛЯКОВ: Хочу, чтобы после концерта слушатели чувствовали себя обновленными

Культура
Анатолий КИСЛЯКОВ: Хочу, чтобы после концерта слушатели чувствовали себя обновленными

Фото: Алексей Добров

Анатолий Кисляков c 2006 года руководит Большим детским хором имени В. С. Попова. Полгода тому назад он принял предложение стать художественным руководителем Патриаршего мужского камерного хора «Благозвонница», созданного в 1997 году при храме Спаса Нерукотворного Образа Заиконоспасского монастыря города Москвы его настоятелем архимандритом Петром (Афанасьевым)

Анатолий Кисляков поделился своими ближайшими творческими планами с читателями журнала «Национальный контроль», а также рассуждает о том, где проходит тонкая грань между церковными песнопениями и исполнением духовных песен с концертной эстрады, о роли песен и музыки в воспитании детей и многом другом.


Как хормейстер я стремлюсь сохранить творческое лицо коллектива

Анатолий Львович, расскажите, пожалуйста, почему вы согласились возглавить хор «Благозвонница»?

– Я слышал о хоровом коллективе «Благозвонница» давно. В этом хоре с момента его основания работал известный хормейстер Евгений Васильевич Коротеев. Когда-то он был хормейстером в военном ансамбле ПВО, где мне довелось проходить армейскую службу. Да и в некотором смысле мы с Евгением Васильевичем творческие «родственники»: окончили в разное время одно и тоже музыкальное училище, хоровое, ныне имени А.В.Свешникова, Московскую консерваторию и даже занимались у одного профессора – Бориса Григорьевича Тевлина.

Весной прошлого года меня пригласили послушать этот хор с предложением возглавить коллектив, и я понял, что мне это будет интересно, так как увидел большие перспективы и возможности певцов. С начала нового сезона 2016 года стал работать с «Благозвонницей».

За эти полгода вы внесли какие-то свои новшества в работу хора?

– Стремлюсь прежде всего сохранить те традиции, которые заложены при основании хора. Именно традиции определяют неповторимое лицо любого коллектива – певческого или инструментального. В нынешнем составе «Благозвонницы»примерно половина певцов начинали работать еще с основателем хора архимандритом Петром и они-то и являются продолжателями и «передавателями» тех невидимых традиций, о которых мы говорим.

За полгода мы значительно обогатили репертуар хора, так как на каждый концерт выходим с новой программой. Стараемся расширить жанровые рамки нашего репертуара, включая в него помимо духовных песнопений произведения романсовой лирики, песни военные, исторические, отличающиеся глубоким патриотизмом, отрывки из русских опер и, конечно, народные мелодии России и наших родственных стран: Украины, Белоруссии и других.

К чему готовится сейчас Патриарший мужской камерный хор «Благозвонница»?

– Сейчас мы ведем подготовку к концертам, запланированным еще в прошлом году. Так, 26 марта состоится концерт в Рахманиновском зале Московской консерватории, посвященный годовщине преставления всеми любимого о. Петра. Этот концерт мы проводим в период Великого поста и хотим, чтобы программа состояла из произведений духовного содержания, заставляющая задуматься слушателей над смыслом бытия, поразмышлять над историческими и современными нам событиями.

8 апреля мы вынесли программу, состоящую из сочинений православной музыки, романсов, военных, эстрадных, а также народных песен. Солирует в этой программе известный баритон и телеведущий Евгений Кунгуров.

Как отбираете репертуар? Это личные предпочтения или вы ориентируетесь на предыдущие традиции исполнения хором?

– Прежде всего мы отталкиваемся от цели концерта. Так, в январе наш консерваторский концерт мы озаглавили «Зимний вечер». Что делали наши предки длинными зимними вечерами? Устраивали домашние вечера, музицировали, пели. Так и нам хотелось, чтобы наш концерт напоминал нечто подобное. В программу концерта вошли песнопения Рождества и Крещения, любимые романсы и песни. Успеху выступления хора способствовали наши постоянные приглашенные солисты из театра «Геликон-опера» Лидия Светозарова и Ирина Рейнарт, любимец публики Федор Рытиков и молодой баритон Олег Лоза.

Сейчас нам предстоит спеть великопостную программу (интервью с А. Кисляковым состоялось во время Великого поста 2017 г. – Прим. ред.). В нее вошли такие духовные сочинения, как «Покаяние отверзи ми двери», «Молитву пролию», «Не отвержи мене во время старости» и некоторые другие, раскрывающие православным христианам истинные красоты духовной жизни. Но еще важно отметить, что несколько песнопений принадлежат композиторам – нашим современникам: А. Гринченко, В. Пономареву, С. Рябченко, не так давно ушедшему от нас С. Трубачеву. Художник по-своему воспринимает происходящее в современной ему жизни и старается запечатлеть это в красках, словах, звуках. Даже такая, казалось бы, застывшая область, как православная музыка, тоже обновляется, находит новые средства выразительности.

Получается, что посещение концерта хора «Благозвонница» не только и не столько развлечение, сколько душевный или же даже духовный труд.

– Конечно! Так и должно быть. Человек приходит в картинную галерею, чтобы душевно обогатиться, понять, что художник хотел изобразить и передать душе зрителя. Так же и у нас, но у нас более живое искусство, которое разворачивается в реальном времени при прослушивании зрителями. Слушатели приходят, чтобы послушать интересные сочинения, глубокие по своему смыслу. Нам очень важно, чтобы человек после нашего концерта чуть-чуть обновился. Это подобно прочтению хорошей книги, когда закрывается последняя страница, читатель чувствует внутреннее обновление. Я хотел бы, чтобы такое же обновление слушатели переживали и после наших концертов.


Православное искусство не должно превращаться в развлечение


Певческое искусство, с одной стороны, занятие сугубо светское. С другой – в храмах и монастырях существуют свои церковные хоры. Часть из них активно гастролируют по стране: хор Сретенского монастыря, хор Даниловского монастыря, хор Валаамского монастыря и другие. По вашему мнению, где проходит эта тонкая грань между духовным исполнением, церковным исполнением и шоу-бизнесом?

– Я бы не стал в данном случае говорить о шоу-бизнесе. Православное искусство не должно поддаваться современным веяниям и превращаться в развлечение. Ведь что такое православное искусство? Это выдающиеся памятники архитектуры, начиная от собора Покрова на Нерли, сохранившегося с XII века, Успенский собор во Владимире, храмы и соборы Ярославля, Новгорода… Это выдающиеся памятники искусства. А в самих храмах вы видим иконы – шедевры иконописи. Их красота и величие впечатляют и поражают и по сей день.

Что касается музыкального искусства, то можно упомянуть знаменный распев, пришедший к нам из Древней Византии, который исполняется в храмах и сегодня. Слушая эти песнопения, человек обращается к своим духовным, историческим, культурным и даже, пожалуй, человеческим истокам.

А какие шедевры создавали наши отечественные композиторы – Дмитрий Бортнянский, Максим Березовский, Сергей Дегтярев, Артемий Ведель, Петр Чайковский, Сергей Рахманинов, Павел Чесноков, Александр Гречанинов!..

Здесь существует тонкая грань между исполнением в церкви на службе и исполнением с концертной эстрады. Исполнение в церкви призвано помочь присутствующим в храме предаться звучащей молитве.

Концертное исполнение несколько расширяет рамки и позволяет постичь не только духовный смысл молитвы, но и насладиться удивительными мелодиями, красивыми гармониями, которые заложены в этом сочинении.

Ведь еще 100 лет назад существовал спор между духовенством и хоровыми музыкантами. Когда люди приходили в храмы, чтобы послушать красивое пение известного хора, то священники были недовольны и хотели, чтобы люди приходили именно молиться. Возможно, подобная дискуссия продолжается и до сих пор.

Думаю, очень хорошо, когда многие коллективы гастролируют. В репертуаре хоров многих монастырей присутствуют не только духовные сочинения, но и наше национальное богатство – народные песни. А это такое же национальное богатство, как и православная музыкальная культура.

Вы упомянули православную архитектуру, и в связи с этим не могу не задать вопрос, который вызвал серьезное противостояние общественности в Санкт-Петербурге – о передаче Русской православной церкви Исаакиевского собора. Ваше личное мнение: нужно ли передавать этот собор церкви или он должен оставаться в руках государства как музей, где по большим праздникам проводились бы православные службы и литургии?

– Там и так по праздникам проводились службы и литургии по большим церковным праздникам. Мне не очень бы хотелось вникать в данный вопрос, поскольку мы все-таки в Москве живем, а сложная ситуация возникла в Петербурге.

Но это очень сложный вопрос, поскольку в Исаакиевском соборе собраны очень большие ценности. Конечно, государство беспокоится о том, чтобы они не пропали, а оставались в полной сохранности. Но, с другой стороны, изначально Исаакиевский собор был построен как православный храм, и, наверное, в этом смысле он должен быть возвращен церкви. Думаю, что этот сложный вопрос должен решиться с течением времени.

Но вернемся к музыке. Сейчас большой популярностью пользуются различные музыкальные конкурсы исполнителей на ТВ. В одном из них участвовал и даже одержал победу иеромонах, который потом даже принимал участие в гастрольном туре по всей стране. Как вы к этому относитесь?

– Если духовное лицо обладает вокальными данными, обладает артистическим талантом, то почему оно не может победить в конкурсе, даже в телевизионном? Я ничего предосудительного в этом не вижу.

Человеку светскому, далекому от данной сферы, может показаться, что сан иеромонаха предполагает некоторое удаление, отречение от мирской жизни. А здесь получается чуть ли не наоборот…

– Победа в конкурсе говорит о том, что человек обладает определенными талантами, которые можно развивать. Но развивать именно в той сфере, которой принадлежит данный человек. И если человек является духовным лицом, то здесь можно и нужно развивать именно духовный аспект вокального искусства – то есть, например, исполнять духовные песнопения, популяризовать духовную, православную музыку. Ведь если этот человек посредством своей популярности на телевидении приведет сотню-другую, если не тысячу человек в храм и к вере, то я думаю, что православная церковь скажет за это спасибо.

А вдаваться духовному лицу в какие-то шоу, в развлекательность, наверное, было бы излишним. Для развлечения существуют совершенно другие и иные жанры.


У детей хор воспитывает дисциплинированность


Анатолий Львович, вы являетесь художественным руководителем сразу двух хоров – «Благозвонница» и Большого детского хора имени Попова. Как вам удается совмещать?

– В Большом детском хоре я работаю давно, с 2000 года, и там работа давно отлажена. А с хором «Благозвонница» я работаю сравнительно недавно, только с этого сезона, прошло всего полгода, как я возглавил данный коллектив. Расписание позволяет сочетать работу по двум направлениям, поскольку Большой детский хор – это любительский коллектив, где репетиции проходят не каждый день. Так же и хор «Благозвонница» собирается на репетиции три раза в неделю.

Это очень интересная работа, поскольку совершенно разные направления. Детское хоровое искусство прежде всего связано с детьми, с пониманием их возрастных особенностей и особым подходом к каждому из них.

Мужское хоровое пение – это совершенно иная сфера, которое издавна существует в нашей стране, в том числе и при православных церквях, соборах и монастырях. Это очень интересная область, поскольку для мужских хоров написано очень много сочинений нашими отечественными композиторами.

Сложно ли руководить детским коллективом? Существуют ли здесь специфика?

– Прежде всего надо любить детей. Если любишь детей, то несложно. В этом случае дети сами отвечают большой любовью. Я каждый раз при встрече с ними испытываю большую внутреннюю радость.

Дети сами приходят в хор или их родители приводят?

– Самостоятельно в хор приходят дети более старшего возраста – в 12,13, 14 лет. Конечно, младших школьников и детей дошкольного возраста приводят родители или бабушки с дедушками. Ведь 7-летнего ребенка одного не отпустишь по Москве добираться на репетицию.

Среди обывателей бытует мнение, что занятие музыкой или хоровым пением лишает детей их счастливого детства в угоду амбициям их родителей. Анатолий Львович, вы согласны с таким мнением?

– Нет, конечно, не согласен. Но этот вопрос нужно адресовать самим детям. Ведь ребята приходят на репетиции после долгого перерыва, например после летних каникул, с огромным желанием и занимаются с удовольствием.

А если хористы не успевают готовиться к урокам в школе, то это уже зависит от самого ребенка: как он построил организацию своего учебного дня, особенно это касается старших школьников, с 8-го по 11-й классы, где серьезная учебная нагрузка. Поэтому ребенок учится правильно выстраивать свое время, чтобы и на репетицию успеть, и подготовиться к урокам в школе.

Вообще, хор воспитывает дисциплинированность, потому что это коллектив, который не приемлет недисциплинированных детей. Если человек опаздывает, то остальные смотрят на него косо, и, конечно, ребенок это чувствует и в следующий раз старается исправиться.

А вы наказываете своих воспитанников за провинности или проступки?

– Конечно, наказываем – сдачей партий. Если ребенок прогулял занятие, то должен самостоятельно изучить материал и сдать хормейстеру. Это не всем нравится.

По вашему мнению, что дает детям во взрослой жизни занятия музыкой и хоровым пением?

– Очень многое. Прежде всего – расширяет рамки видения всей жизни. Помимо музыкальных знаний и опыта публичных выступлений, дети получают также опыт взаимодействия и работы в коллективе, где все подчинено одной задаче – яркому художественному исполнению. В школе каждый ребенок сам за себя, а в хоре дети, увлекаясь одной общей идей, сплачиваются, и происходит единение в рамках коллектива. Ребята знают и умеют жить в коллективе. Эти знания и навыки помогают правильно и эффективно вести себя и в вузах при дальнейшем обучении, и при поступлении на работу во время вхождения в новый трудовой коллектив.

Помимо прочего, в поездках и на гастролях мы с детьми обязательно ходим на экскурсии в тех городах, где выступаем. Дети знакомятся с культурой другого города или же другой страны. Посещаем музеи, знакомимся с историей не из учебников, а из реальных наблюдений, во время живого соприкосновения с историей.

Кроме того, в поездках дети получают массу элементарных бытовых навыков: как погладить вещь, что-то заштопать. Они, может быть, и незаметны на первый взгляд, но в жизни нужны.

Осуществляет ли государство какую-либо поддержку хоров, которые вы возглавляете? Как оцениваете роль и поддержку государства?

– Большой детский хор имени Попова – это государственный коллектив, который финансируется из бюджетных средств. Тогда как хор «Благозвонница» финансируется благотворительным фондом. Мы очень признательны руководству фонда за эту помощь. К сожалению, в современной России культура финансируется по остаточному принципу, также как и образование. Хотя именно культура играет важную роль духовного воспитания человека. Конечно, государственных средств поддержки не хватает, поэтому приходится выживать, несмотря ни на что и вопреки всему.

Отрадно, что порой в организации концертных туров помогают менеджеры, которые изучают слушательский спрос по регионам России. Сейчас с их стороны и со стороны аудитории появилась заинтересованность в детском хоровом творчестве.

Поэтому мы, Большой детский хор имени В.С. Попова, в ближайшее время начинает концертный тур по городам Поволжья – Самаре, Тольятти, Ульяновске, Чебоксарах, Казани, Кирове, Нижнем Новгороде, Пензе. Во всех городах билеты практически раскуплены.

**********

Анатолий Львович Кисляков

Родился 13 октября 1961 года в г. Сталинске (ныне Новокузнецк) Кемеровской области. Окончил Московское хоровое училище (ныне им. А. В. Свешникова), затем Московскую консерваторию по классу хорового дирижирования профессора Б. Г. Тевлина. Совмещал учебу с работой в студенческом хоре МИСиС. После окончания консерватории и службы в Вооруженных силах работал в Республике Болгарии с детским и смешанным хоровыми коллективами. С 1996 по 2009 год преподавал в Академии хорового искусства.В 2000 году начал работу в Большом детском хоре. С 2006 года – художественный руководитель. В 2007 году присвоено звание заслуженного артиста РФ. В 2011 году по приглашению Б. Г. Тевлина начал преподавать в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Ведет хоровые занятия в Центральной средней специальной школе при Московской консерватории им. П. И. Чайковского для детей-инструменталистов.

Женат. Трое детей. Старший сын (28 лет) окончил Хоровое училище им. А. В. Свешникова, Академию хорового искусства им. В. С. Попова и работает в хоре Данилова монастыря как артист хора, совмещая основную работу с менеджерской деятельностью – занимается организацией концертов. Средняя дочь (24 года) учится на втором курсе Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Младший сын (8 лет) – учащийся школы.


Автор:

Назад к новостям

Материалы дня

В Госдуме отметили 190-летие со дня рождения Льва Толстого В Госдуме отметили 190-летие со дня рождения Льва Толстого

Комитет Государственной Думы РФ по культуре провел встречу под названием «По законам Льва Толстого» ...

Госдума решает проблемы охраны подводного археологического наследия Госдума решает проблемы охраны подводного археологического наследия

17 сентября Комитет Госдумы РФ по культуре проведет на территории государственного историко-археолог...

Голос Кобзона неделю будет звучать в Музее Победы Голос Кобзона неделю будет звучать в Музее Победы

До 9 сентября здесь ежедневно будут звучат песни в исполнении Иосифа Кобзона. Музей посвятит радиоле...

Осенний Праздник фонтанов в Петергофе посвятят театру Осенний Праздник фонтанов в Петергофе посвятят театру

Традиционный Праздник фонтанов на Большом каскаде Петергофа пройдет с 21 по 22 сентября. Зрителей жд...

Анатолий КИСЛЯКОВ: Хочу, чтобы после концерта слушатели чувствовали себя обновленными