Национальный Контроль.

Фабио Мастранджело: Я безусловно люблю Россию

Культура
Фабио Мастранджело: Я безусловно люблю Россию

Фото: пресс-служба Фабио Мастранджело

Шум городских улиц остался за стенами Дома Музыки. Я захожу в зал, где проходит репетиция перед концертом Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» под руководством русского итальянца Фабио Мастранджело. Его эмоциональность и общение с оркестром заставляют меня усомниться в том, что он итальянец…

– Фабио, Вы родились в итальянском городе Бари, большую часть жизни провели в Италии, а в 2011 году вы сменили гражданство на российское. Как же так? Ведь многие мечтают перебраться из России в Европу, а вы сделали точно наоборот?

А я останусь здесь! (Смеется). Знаете, это как любовь... Есть миллионы объяснений, а есть самое простое: любишь. А когда любишь, что поделать? Это невозможно понять, это надо чувствовать на тонком душевном уровне. Я очень люблю Россию. Она стала моей страной, я здесь живу и мне комфортно. Я себя здесь чувствую очень хорошо.

– И никакие санкции не смущают?

Не смущают. Как человек, который родился на Западе, я понимаю, что это полная чушь. Они придумали себе какую-то картинку и поверили в неё. У меня такое ощущение, что пропадет один враг – Северная Корея – пропадет возможность устраивать войну, с радостью вспомнят о врагах прежних – о Китае и России. И Иране, например. 

– Откуда в вас такая горячая любовь к России?

Я родился в музыкальной семье, дома у нас было много русской литературы, всевозможных предметов. Папа тогда был членом ассоциации Италия–Россия, позже и мне купил членство. Я очень любил русскую музыку, с 5 лет начал играть Прокофьева, Кабалевского и т. д. Тогда не придавал особого значения всем этим знакам, но позже стал задаваться вопросом: почему так получилось? Думаю, сумма всех этих знаков дала такой результат. 

– Количество перешло в качество? Видимо, свою роль сыграло и то, что и в вашем родном городе Бари, и в России так почитается Николай Чудотворец?

О, да. Предыдущий мэр Бари Микеле Эмилиано много раз бывал в России, у него очень хорошие отношения с Москвой – и с Сергеем Собяниным, и в свое время с Лужковым. Он всегда говорил, что наш город Бари – один из самых русских в Италии, к нам приезжает множество туристов из России, паломников, которые едут приложиться к мощам святого Николая.

– Сейчас вы живете в Санкт-Петербурге, у вас русская жена. Но почему вы выбрали именно этот город? Ведь для бизнеса и вашего темперамента больше бы подошла энергичная Москва…

Если честно, я очень много бываю в Москве и там работаю с большим удовольствием. По ритму жизни Москва мне, действительно, больше подходит, чем Санкт-Петербург. Не хочу обидеть его жителей, но он такой полусонный, жизнь течет намного медленнее, чем в Москве, реакция у москвичей быстрее, чем у петербуржцев. Но… Петербург покоряет европейской архитектурой, своей богатой историей, этот город я знаю с детства, здесь жили Шостакович, Чайковский, Достоевский, многие другие известные люди… И вот уже 18 лет я там живу.

– Как музыкант, с каким музыкальным произведением вы могли бы сравнить Северную столицу?

Хмм... Хороший вопрос... Наверное, с Шестой симфонией Чайковского.

– А Москву? 

С Четвертой симфонией Чайковского. 

– Фабио, когда вы пришли художественным руководителем в «Мюзик-Холл» в Петербурге, театр сменил свой репертуар в пользу классических постановок. С чем это было связано? Или кем-то продиктовано?

Нет, конечно, не продиктовано. Когда Георгий Сергеевич Полтавченко предлагал мне это место, я очень обрадовался, но сразу предупредил его, что мне ближе другая музыка. Он меня понял: «Ты классический музыкант, классический дирижер, опытный. Театр потерял своё место в Санкт-Петербурге, надо возрождать его. Придумать иное направление. Мне кажется, что ты можешь это сделать. Придумай концепцию и защищай её». Напомню, сначала я был назначен и директором, и художественным руководителем. Первый год работы как будто терроризировал меня. Я музыкант, но приходилось подписывать массу документов – договора, зарплатные ведомости, изучать много законов, чтобы понять руководящую работу... Слава Богу, потом эти должности разделили, и вот мы уже четыре года работаем с Юлией Стрижак. Я считаю, это идеальный тандем, так как она очень сильный директор. 

– Вы много работали и в других театрах, с другими коллективами. Сейчас этот опыт вам как-то помогает?

Разнообразие для музыканта – принципиальный момент. Всегда чему-то учишься. Развиваешься. Не стоишь на месте. Например, как и всем моим братьям и сестрам, отец предлагал мне купить квартиру в Бари. Но я предложил ему потратить эти деньги на моё образование. Он согласился, и это была колоссальная помощь от моего прогрессивного отца! Представляете, когда я родился, ему было уже 53 года, и это дало мне чувство ответственности перед ним. Музыка – это, конечно, радость, счастье, но, в то же время, это и быт, это работа. Ты учишься не только исполнять симфонии, ты учишься быть дисциплинированным. И поэтому я очень серьезно воспринял отцовскую помощь. Я понимал, что не у всех бывает такое счастье, когда можно рассчитывать на помощь родителей. 
До сих пор для меня разнообразие очень важно. Каждый коллектив дает тебе что-то новое. И в себе замечаешь какие-то перемены, ты с разными коллективами ведешь себя по-разному. Естественно качества людей, с которыми ты общаешься, дополняют, меняют тебя. Но иметь свой дом – это тоже важно. У меня есть и то, и другое. 

– Сегодня, в день нашей встречи, вы выходите на сцену с Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония». А с этим коллективом как вам работается?

Мы работаем вместе уже на протяжении 12 лет. Это очень профессиональный и какой-то радостный коллектив, где рабочая атмосфера очень приятна. Не у всех коллективов такое бывает, иногда чувствуется черноватая, сероватая такая атмосфера и работается тяжело. Но эту радость я сразу почувствовал, когда впервые с ними стал работать. Мне это очень понравилось в них! И, конечно, директор Гаянэ Шиладжян – это сильная по природе женщина, инициативная, умница, всегда придумывает что-то новое, всегда в поиске! Мне очень нравятся такие люди, потому что я сам такой. А с людьми, которые похожи на тебя, и работать легче.

– А какие планы на будущее? Каких ярких событий от вас ожидать?

Самый важный проект моей жизни – реконструкция моего питерского театра. В частности, хочу изменить его название, которое уже давно себя не оправдывает. Я всё-таки надеюсь на переименование в Николаевский театр, потому что историческое его название – Народный дом императора Николая II. Так почему бы и нет? 

– Перекликается и со Святым Николаем из Бари...

Да-да... Это было бы очень уместно. Помимо исторических причин, ещё по ощущениям. Идею одобряют «наверху», но пока нет ещё прямых договоренностей. Была также идея назвать Театром имени Чайковского, потому что в Петербурге, где он жил и много творил, нет ничего названного его именем. 

– Есть ли у вас собственная школа, где бы вы могли обучать, давать мастер-классы молодому поколению?

Есть молодые дирижеры, которые отслеживают моё творчество – в Нижнем Новгороде, в Новосибирске, в Москве, в Петербурге, конечно. И это очень приятно. Я помню, когда был начинающим дирижером, сам равнялся на тех, кого уважал и любил. То же самое, наверное, происходит и с ними. Естественно, я тоже думал о том, чтобы открыть свою школу. Но побаиваюсь. Вдруг я дам людям надежду, но не смогу выполнить, не буду успевать этим заниматься? Но в планах это есть. Хочется участвовать в создании нового поколения музыкантов и дирижеров. 
Мне самому в свой время приходилось учиться – Леонард Бернстайн, Неэми Ярви, Йорма Панула, Шарль Дютюа и т.д. Если я – один из ведущих дирижеров, значит, надо выполнять свою миссию, передавать опыт.
Что важно для подрастающего поколения? Чтобы не переставали гореть глаза. Каждый из нас проходит в течение жизни невероятные испытания. Как православный человек, могу сказать, что Бог дает испытания тем, кто может их выдержать. Это нелегко, но это именно так. Я так себе объяснил: это попытки Господа Бога дать тебе увериться в своих силах и возможностях, осознать, что именно этого ты хочешь. В самом деле, любишь своё дело? Давай его усложним... 
Когда меня спрашивают, маэстро, что нужно, чтобы добиться успеха, я отвечаю: «Любить! Безумно любить то, что ты делаешь». И всем говорю: будут сложности – принимайте их как экзамен. Это касается и жизни, и профессии. Бог дает тебе шанс всегда. Используйте его и меняйтесь!

– Где вас можно будет послушать в ближайшее время?

Впереди много поездок, в том числе в Москву. В июне буду выступать с «Виртуозами Москвы», в сентябре – с Госоркестром, в мае – в Кремле. В зале Чайковского, в Доме музыки, на открытом воздухе. Много где в России и, конечно, в Европе.
В начале июня у меня будет дебют с симфоническим оркестром города Лугано (это итальянская Швейцария). Неделю назад мы были в Риге, где давали гала-концерт с Хиблой Герзмавой. Летом, конечно, «Богема» в Монтекатини. Ещё ждем подтверждение нескольких спектаклей в Арена ди Верона, где я уже дирижировал очень много. «Аида», «Тоска», «Травиата», «Ромео и Джульетта» и т. д.

Справка:

Фабио Мастранджело - «самый известный итальянец в музыкальных кругах современной России». Художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра театра «Мюзик-Холл» «Северная Симфония» и камерного  оркестр «Северная Симфониетта», главный дирижер симфонического оркестра «Symphonica ARTica» и художественный руководитель ансамбля солистов «Новосибирская камерата», главный приглашенный дирижер Новосибирского академического симфонического оркестра. Музыкальный руководитель международного оперного фестиваля на открытом воздухе «Опера-Всем»  в Санкт-Петербурге и Художественный руководитель Международного музыкального фестиваля «Тремоло» в Тольятти. В качестве постоянного приглашенного дирижера он сотрудничает с Московским Театром «Новая Опера» и с Мариинским театром в Санкт-Петербурге. В октябре 2015 г. он был назначен Главным приглашенным дирижером Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония».

Фабио Мастранджело активно гастролирует. Летом 2009 года он дирижировал «Аидой» на открытии фестиваля Taormina Arte (Сицилия). В 2010 году впервые выступил на Фестивале Пуччини в Торре дель Лаго. В августе 2011 года был приглашен на самый престижный в мире летний оперный фестиваль в Арена ди Верона, где дирижировал премьерой оперы Гуно «Ромео и Джульетта». В 2012 году вернулся в Верону, где повторил успех, продирижировав той же оперой (четыре спектакля). Сотрудничает со студией звукозаписи Naxos, с которой сделал запись всех симфонических произведений Элизабетты Брузы.

В мае 2014 года Фабио Мастранджело был награжден орденом Звезды Италии. Орден присужден за вклад в развитие сотрудничества между Италией и Россией, а также за распространение культуры Италии за пределами страны.

Фабио Мастранджело входит в состав жюри телевизионных конкурсов «Большая опера» телеканала «Россия – Культура» и конкурса юных музыкантов «Щелкунчик».

Автор:

Назад к новостям

Материалы дня

В Госдуме отметили 190-летие со дня рождения Льва Толстого В Госдуме отметили 190-летие со дня рождения Льва Толстого

Комитет Государственной Думы РФ по культуре провел встречу под названием «По законам Льва Толстого» ...

Госдума решает проблемы охраны подводного археологического наследия Госдума решает проблемы охраны подводного археологического наследия

17 сентября Комитет Госдумы РФ по культуре проведет на территории государственного историко-археолог...

Голос Кобзона неделю будет звучать в Музее Победы Голос Кобзона неделю будет звучать в Музее Победы

До 9 сентября здесь ежедневно будут звучат песни в исполнении Иосифа Кобзона. Музей посвятит радиоле...

Осенний Праздник фонтанов в Петергофе посвятят театру Осенний Праздник фонтанов в Петергофе посвятят театру

Традиционный Праздник фонтанов на Большом каскаде Петергофа пройдет с 21 по 22 сентября. Зрителей жд...

Фабио Мастранджело: Я безусловно люблю Россию