Сегодня, 29 марта 2016 года, режиссёру, актёру, сценаристу, публицисту и общественному деятелю Станиславу Сергеевичу Говорухину исполнилось 80 лет.
Говорухин несомненно является человеком крупной величины и высокой пробы. Так можно говорить о самородках драгоценного металла. И о людях редкой породы. Он из них. Вряд ли ведь только стечением внешних обстоятельств можно объяснить уникальную живучесть и невероятную всенародность некоторых говорухинских кинокартин. Очевидно, что их несколько (что само по себе – удивительно, потому что любой режиссёр, который снял бы хоть одну из этих работ, стал бы смело рассчитывать на всенародную любовь), вот они: «Место встречи изменить нельзя», «Ворошиловский стрелок», «Благословите женщину».
А ведь есть ещё «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «В поисках капитана Гранта», «Десять негритят», «Конец прекрасной эпохи», «Не хлебом единым»… Все они – события отечественного кинематографа. На них выросло уже несколько поколений россиян.
Станислав Говорухин родился на Урале, в Березниках. Детство прошло без отца (он был репрессирован). Учился на геолога в Казанском университете. Но геологом проработал всего около года, и оказался ассистентом режиссёра казанской телестудии. А ещё писал статьи в «Советской Татарии» и «Горьковском рабочем».
Режиссуру осваивал в мастерской Якова Сегеля во ВГИКе, который окончил с отличием. Работал на Одесской киностудии, где и сделал дипломную работу «Вертикаль». Это было в 1966. Можно даже сказать, что именно тогда и появился тот самый Говорухин, о котором мы и говорим сегодня.
Он снимал кино и снимался сам. Вспомните бандита-цеховика Крымова в «Ассе».
В годы перестройки Говорухин выступал в качестве публициста на страницах «Советской культуры». И, конечно, киносценарии! Яркий пример – «Пираты XX века».
С головой уходил в кинодокументалистику, выныривал из её ледяных волн и вновь занимался художественными фильмами.
А ещё мы знаем Станислава Сергеевича в ипостаси общественника и политического деятеля, которая тоже забирала много сил и времени от служения чистому искусству. Впрочем, если бы не эта грань жизни, то это был бы совершенно другой Говорухин.
Оценивая веховые поступки жизни этого человека, мы можем отметить его прямолинейность и напор, его – по-настоящему жигловский! – взгляд на вещи и умение гнуть свою линию.
Снимает – не для кинокритиков, а для зрителей, а поэтому не меняет почерка и не изменяет места встречи. Живёт, как умеет. Наполовину не работает. Делает, что должно: пишет, выступает, курит трубку, думает и, конечно, благословляет женщину и командует: «Мотор!»
Автор: Мария Ракова
В последнее время много пишется о темной стороне культуры, и поводы для этого действительно есть. И ...
15 декабря 2022 г. во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре (ВХНРЦ) име...
29 и 30 апреля в Музее-театре «Булгаковский Дом» зрителей ждет уникальный спектакль-невидимка "...
Экспозиция творческих работ студентов 2 курса по дисциплине «Учебная практика (пленэр)» пред...
30 Октября 2017
18 Января 2018
19 Июня 2017
16 Марта 2017