Национальный Контроль.

Индийский «Триумф»

Оборонка
Индийский «Триумф»

Фото: Саид Аминов

В середине октября 2016 года состоялся визит президента России Владимира Путина в Индию. Российско-индийские переговоры проходили на полях VIII саммита БРИКС в штате Гоа. В следующем году наши страны будут отмечать 70-летие установления дипломатических отношений. На протяжении всего периода с момента получения Индией независимости советско-индийские, а далее и российско-индийские отношения находились на самом высоком уровне и имели приоритетный характер.

Неслучайно индийские вооруженные силы во многом оснащены российской военной техникой, большое количество вооружения было поставлено еще во времена Советского Союза. Стратегический характер сотрудничества между нашими странами позволял предоставлять индийским партнерам доступ к самым современных военным технологиям.

Анализируя военно-техническое сотрудничество, можно отметить его уникальность в отношениях России и Индии. Если ранее Индия выступала покупателем готовой военной техники в значительных количествах, но в последние годы наметилась новая тенденция. Ее лозунгом стало выражение «MakeinIndia!» или дословно – «Делай в Индии!».

Многие эксперты отмечают, что локомотивом такого подхода в оснащении индийских вооруженных сил стал богатый и положительный опыт российско-индийского сотрудничества. Наиболее яркими примерами такого рода взаимодействия являются три военные программы.

На первое место мы бы поставили проект многофункционального истребителя поколения 4++ Су-30МКИ. В тяжелые для российской оборонной промышленности 90-е годы прошлого века ОКБ Сухого и Корпорация «Иркут» создали новейшую модификацию знаменитого истребителя Су-27 в интересах индийских ВВС. Су-30МКИ имеет уникальные пилотажные характеристики, высокоэффективные бортовой радиолокатор и оптико-электронную систему, широкую номеклатуру авиационных средств поражения как воздушных, так и наземных целей. На первом этапе реализации проекта полностью собранные истребители поставлялись со стапелей Иркутского авиационного завода, в наши дни индийская промышленность активно участвует в его лицензионном производстве на заводах корпорации HindustanAeronauticsLtd (HAL) со штаб-квартирой в Бангалоре. В программе производства истребителей Су-30МКИ участвуют свыше 150 промышленных предприятий Индии. Сейчас Су-30МКИ – самые современные боевые истребители индийских ВВС, которые прекрасно себя зарекомендовали в ходе повседневной эксплуатации и на международных учениях, где они показали превосходство над большинством современных боевых самолетов иностранного производства. Как отмечает президент Корпорации «Иркут» Олег Демченко, «Взаимодействие иркутского авиационного завода с Индией началось более 30 лет назад с лицензионного производства истребителей-бомбардировщиков МиГ-27. Совместными усилиями мы достигли выдающихся результатов, работая по программе Су-30МКИ. Уверен, что в новых проектах, таких как пассажирский самолет МС-21, наше сотрудничество может получить импульс дальнейшего развития».

Вторым по значимости является проектBrahMos, который в своем имени соединил названия наших рек:изящной Москва-реки и неукротимой Брахмапутры. В далеком 1998 году в рамках межправительственного российско-индийского соглашения было создано совместное предприятие индийской Организации оборонных исследований и разработок (DRDO) и российского НПО машиностроения из подмосковного Реутова. Целью новой компании стало создание крылатой ракеты, унифицированной для применения с боевых кораблей, подводных лодок и береговых самоходных ракетных комплексов. В настоящее время, благодаря дальновидному решению руководителей двух государств, индийские вооруженные силы получили современную и очень эффективную крылатую ракету нового поколения. В настоящее время ведутся испытания авиационного варианта ракеты BrahMos, который планируется применять с ранее упоминавшегося истребителя Су-30МКИ. Но время не стоит на месте, и значительное число оборонных предприятий Индии включилось в производство компонентов и частей этой крылатой ракеты. Но российские и индийские инженеры и конструкторы работают над новыми вариантами крылатой ракеты, включая ее гиперзвуковую версию.

Ну и, наконец, третьим по важности совместным проектом является лицензионное производство основного боевого танка Т-90С, разработанного в Нижнем Тагиле в корпорации «Уралвагонзавод». Несмотря на многие годы попыток создания национального танка Arjun, индийские военные предпочитают российский Т-90С, который в значительных количествах поставлялся с Урала и теперь собирается на заводах в Индии. В 2001 году был заключен первый экспортный контракт с Индией на поставку танка Т-90С, позже были подписаны еще несколько контрактов по улучшенным вариантам этого танка. Российскими специалистами была оказана техническая помощь индийской стороне в организации производства Т-90С на заводе большегрузных автомобилей HVF (Heavy Vehicles Factory) в г. Авади (штат Тамил Наду). За прошедшие годы наша страна поставила Индии более 500 танков Т-90С. С учетом освоения его производства на индийских заводах сухопутные войска Индии планируют иметь на вооружении около 2000 танков Т-90С. Министр обороны Индии Д. Сингх в 2008 году назвал Т-90 вторым после ядерного оружия фактором сдерживания в конфликте с Пакистаном.

«Успешно развивается сотрудничество в военной и военно-технической сфере. Россия не только осуществляет поставки вооружений и боевой техники, но и открывает в Индии совместные производства самых современных ее образцов. Налажен, например, выпуск истребителей (Су-30МКИ), танков (Т-90), противокорабельных ракетных комплексов «БраМос». В планах – начать собирать в Индии многоцелевые вертолеты, военные фрегаты»,– отметил президент России Владимир Путин во время встречи с премьером Индии Нарендрой Моди.

Одним из важных моментов прошедшего саммита стало подписание межправительственного соглашения, которое позволит заключить экспортный контракт на поставку в Индию новейшей зенитной ракетной системы С-400 «Триумф». Это, можно сказать, триумфальное событие! Индия станет вторым после Китая покупателем этой системы, которая долгое время, несмотря на активный интерес к ней, была под запретом на продажу за рубеж – необходимо было насытить новыми системами ПВО нашу армию. Тем самым еще раз подчеркивается стратегический характер наших межгосударственных отношений. С другой стороны, после развала Советского Союза Индия не приобретала российских систем ПВО большой дальности, хотя и проявляла к ним интерес, который был обусловлен необходимостью противовоздушной защиты значительной по площади страны современными боевыми средствами. Плюс Индия некоторое время назад развернула широкомасштабное военное сотрудничество с Израилем, который обещалвтом числе совместную разработку зенитного комплекса большой дальности Barak 8. Параллельно индийская промышленность на протяжении долгих лет пыталась создать национальный ЗРК Patriot на базе устаревшего советского комплекса «Куб», в результате чего появился Akash с посредственными характеристиками. Уже год в индийской прессе муссируются слухи о приобретении значительного числа российских «Триумфов» и последовавшем в октябре этого года подписании межправительственного соглашения на эту тему. Возможно, они были вызваны проблемами в индийско-израильском сотрудничестве и невысокими характеристиками собственных разработок в области ПВО. Видимо, индийские военные решили действовать более прагматично, настояв на приобретении самой современной системы ПВО большой дальности, которая к тому же еще способна осуществлять противоракетную оборону нестратегического характера. Также на решение Индии повлияло и размещение российским Миноброны С-400 в Сирии для обеспечения защиты авиабазы Хмеймим, откуда действуют российские воздушно-космические силы против ИГИЛ (запрещено в Российской Федерации).

Но визит президента России оказался действительно продуктивным для всей оборонной промышленность нашей страны. Москва и Дели подписали межправительственное соглашение о продаже Индии четырех фрегатов проекта 11356. Ранее Индия уже получила шесть фрегатов этого типа. Два новых фрегата будут достроены в Калининграде на ПСЗ «Янтарь», а два других – заложены и достроены на индийских верфях. В этих фрегатах в качестве «главного калибра» будут использованы российско-индийские крылатые ракеты BrahMos.

Но настоящим триумфом лозунга Make in India стало трехстороннее соглашение о создании совместного предприятия по сборке в Индии легких вертолетов Ка-226Т, подписанное «Рособоронэкспортом», «Вертолетами России» и индийской государственной компанией HAL. Эти вертолеты для нужд индийских силовиков будут собираться в Индии с максимально возможной локализацией производства, а общее количество произведенных машин может достичь нескольких сотен. По словам представителя российского Министерства промышленности и торговли, планируется, что первые 60 вертолетов будут поставлены из России, а 140 – произведены на этом новом предприятии.

Таким образом, по оценкам экспертов, данные соглашения могут вылиться в контракты,превышающие $6 млрд.

«Россия и Индия – особо привилегированные стратегические партнеры. Господин премьер-министр говорил о дружбе между нашими странами, которая сложилась в течение многих-многих лет. Мы намерены и дальше идти именно по этому пути», подчеркивает Владимир Путин.


Автор:

Назад к новостям

Материалы дня

«Союз» со спутниками OneWeb стартовал с космического центра в Гвиане «Союз» со спутниками OneWeb стартовал с космического центра в Гвиане

В четверг, 10 февраля, в 21:09:37 по московскому времени совместные расчеты российских и европейских...

Вооруженные силы России проверят на готовность к борьбе с COVID-19 Вооруженные силы России проверят на готовность к борьбе с COVID-19

О проверке готовности войск для решения задач по борьбе с коронавирусной инфекцией объявил министр о...

Владимир ПУТИН: Стратегическое Послание Владимир ПУТИН: Стратегическое Послание

1 марта 2018 года Президент России Владимир Путин обратился с ежегодным посланием к Федеральному Соб...

Первый полет МИ-171А2 Первый полет МИ-171А2

В рамках программы летных испытаний машины на Улан-Удэнском авиационном заводе холдинга "Вертол...

Индийский «Триумф»