Национальный Контроль.

Марина КОНОНОВА: Школа – это команда, которая сообща идет к одной цели

Интервью
Марина КОНОНОВА: Школа – это команда, которая сообща идет к одной цели

Фото: Мария Ракова

Ученика учит учитель. Это безусловная истина. Однако процесс может стать намного эффективнее,если в нем принимает правильное участие и третья сторона –родители. Одна из ведущих частных школ Москвы – лицей «Ступени» – приняла эту идею в качестве главного принципа своей работы. Как в самой настоящей семье каждого воспитанника здесь искренне любят, берегут его хрупкий внутренний мир, при этом стараясь качественно обучить и вырастить уверенную в себе гармоничную личность.

Подробнее об этом мы попросили рассказать директора «Московского лицея «Ступени» Марину Кононову.

Марина Михайловна, как в свое время задумывался лицей «Ступени» и что нового вы хотели сказать в педагогике?

Лицей был создан в 1990-м году. Он был одной из семи самых первых частных (тогда их называли альтернативными) школ, зарегистрированных Департаментом образования Москвы. То есть с нас, по сути, начиналось частное среднее образование столицы, поэтому мы были полны энтузиазма. Это был период большого эмоционального, психологического, интеллектуального подъема: нас окрыляла возможность наконец-то создать нечто новое, непривычное, чего до сих пор в стране не существовало – школу, альтернативную массовой государственной системе образования.

Сейчас, по прошествии лет, многие поняли, что старая советская система образования была вовсе не так плоха, как нам тогда казалось. В ней было очень много ценного, правильного, важного, что хотелось бы сейчас вернуть. Но в старой школе нас не устраивало, в первую очередь, отношение к ребенку. Построить школу, атмосфера которой была бы наполнена уважением к ребенку как юной Личности, помочь этой Личности раскрыться и реализоваться– в этом мы видели свою главную задачу. Построение насыщенной культурной и образовательной среды – это то, чем мы занимаемся до сих пор: совершенствуем, дополняем эту живую систему, не останавливаясь ни на минуту.

Наверняка за минувшие годы появилось немало достижений, которыми можно гордиться?

Сейчас медали «За успехи в учении» перестали играть практическую роль, но пока эта очень важная и стимулирующая часть обучающего процесса существовала, 20-30% ребят в каждом классе лицея составляли серебряные и золотые медалисты. В 2011 году был учрежден официальный рейтинг Департамента образования Москвы – «Рейтинг 300», в который впервые кроме государственных были включены и частные школы. К огромному сожалению, ключевым моментом в этом рейтинге является количество выпускников. В этом смысле частные школы, у которых нет массового выпуска, не могут соревноваться с государственными. Выпускников у нас немного – все-таки мы работаем на «штучный продукт». Но в общем рейтинге негосударственных школ, официально проводимом Департаментом образования Москвы, лицей «Ступени» занял 4 место среди 11 частных школ, вошедших в этот рейтинг, и 1 место среди НОУ по количеству баллов, приходящихся на 1 выпускника, опередив следующего номинанта почти в 2,5 раза. Считаю, что это очень хорошие показатели.

За последние 15 лет Лицей вырастил 24 золотых и серебряных медалиста, одержал 41 победу на Всероссийских олимпиадах и конкурсах. Мы подготовили 98 победителей и призеров Московских городских олимпиад и конкурсов и 156 победителей и призеров окружных олимпиад.

Лицейское образование всегда считалось элитным, и сегодня у вас учатся ребята из обеспеченных семей, привыкшие к определенному уровню жизни. Не у каждого покладистый характер, кто-то избалован, не любит подчиняться общим правилам…

Дети у нас очень разные. Поскольку школа частная, все они из обеспеченных семей – иначе быть не может, за образование в частной школе надо платить, и деньги немалые. Но для нас материальная составляющая остается за пределами Лицея. Как только ребенок входит в двери школы, информация, сколько у него машин, какой телефон и какие должности занимают родители, остается снаружи. Каждый ученик важен только тем, что сам из себя представляет: как учится, насколько прилежен и старателен, какие у него успехи, насколько социализирован и коммуникабелен. Я считаю, что это первое и важнейшее отличие «Московского лицея «Ступени» от многих частных школ.

Второе: у нас строгая дисциплина. Это тоже нетипично для частных школ, однако именно с дисциплины должно начинаться все, по моему глубокому убеждению. Если ребенок понимает, что у него есть определенные обязанности, в школе есть правила, которые он не имеет права нарушать, ему самому проще и легче существовать в учебном и социальном школьном пространстве. И работать с ним проще.

У нас все подчиняются Кодексу лицеиста, но правил и запретов не так много. Скажем, в лицее запрещена жвачка, пользование мобильными телефонами, запрещено приходить без сменной обуви, драться, сквернословить, относиться неуважительно к окружающим, нельзя не делать домашнее задание. Вот, пожалуй, и все. При этом дети находятся в школе в атмосфере строгой и требовательной любви: они знают, что к ним очень уважительно относятся и любят, но при этом строго спрашивают. Общая атмосфера такова, что ребенок понимает: нужно и к учителю относиться уважительно, и другим не мешать участвовать в уроке.Таким образомнам удается избегать многих проблем, с которыми сталкиваются коллеги в других частных школах, где ребенок может встать на уроке, пойти и сделать, что захочется. У нас такое поведение просто невозможно.

В Лицее есть школьная форма, мы вообще тщательно следим за внешним видом ребят, чтобы они были подтянутыми, аккуратными. Не скажу, что это всегда получается, но такова наша постоянная задача.

Понятно, что дети есть дети, что есть разные возрастные периоды и особенности, что все приходят в разном эмоциональном состоянии. Если вдруг что-то случается – тут же подключаются психолог, педагог-предметник и т.д., начинаем разбирать ситуацию, проигрывать, объяснять, чтобы дети выходили из нее более обогащенными, адаптированными и цивилизованными.

Какие ценности вы стараетесь прививать вашим ученикам? На чем делаете акцент?

Каждый ребенок должен стать Человеком с большой буквы. Даже когда в 90-е годы это было немодно, царила свобода и вседозволенность, мы занимались воспитанием в детях лучших человеческих качеств. Нам в итоге ведь не нужен умный образованный негодяй, мы стремимся вырастить гармонично развитого и нравственного человека. Чтобы достичь этой цели, тратится очень много сил и энергии.

Какие предметы ребятам преподаются более углубленно?

Мы позиционируем себя как Лицей общегуманитарной направленности, поскольку у насдостаточно развернутый гуманитарный и эстетический циклы. Но, как ни странно, большая часть наших детей связывают свою будущую специальность с точными науками, становясь экономистами, менеджерами, IT-специалистами и т.д. Мы аккредитованная школа, государственный норматив выполняем полностью, в том числе и по точным наукам. А чтобы усилить культурную составляющую, дополняем их предметами гуманитарной и эстетической направленности.

Отдельно стоит сказать о языковой подготовке лицеистов. Действительно ли ваши ребята успешно сдают Кембриджские экзамены и экзамены по французскому языку DELF? 

Языками мы занимаемся плотно с самого начала, с 1 по 9 класс по 5 часов в неделю, а в 10 и 11 классах – по 6 часов. С 3 класса с детьми работает носитель языка, который сам собой представляет аутентичную микросреду, с 4 класса начинается французский язык. Мы очень много делаем, чтобы дети говорили, общались, писали и использовали язык не только в урочной деятельности. Ежегодно Лицей отправляет детей в Англию (последние 5 лет – в Barnardiston Hall Preparatory School) по системе интеграции, где в течение трех недель они учатся вместе с англичанами, полностью погрузившись в атмосферу английской школы. Это дает прекрасные результаты. Также у нас существует обмен с французским лицеем Saint-Germain-en-Laye. Приезжая в Париж, ребята живут в семьях французских детей, а они, приезжая в Москву, соответственно, – в семьях лицеистов. Это не просто языковой обмен, а обмен театральный. Мы везем во Францию спектакль на французском языке, французы привозят инсценировку на русском. В лицее очень популярен англо-французский театр.

Кроме всего прочего, у нас есть английский клуб, ежегодно проводится межшкольный турнир по дебатам на английском языке – это тоже особая система подготовки и работы. Мы ездим на самые разные турниры, участвуем в различных конкурсах проектов на английском языке, в олимпиадах различного уровня и т.д.

Все это очень разветвленная многофакторная работа. А чтобы понимать, на каком уровне знаний находятся наши дети, мы начинаем с 3 класса сдавать Кембриджские экзамены. В 10-11 классах все дети сдают FCE и большую часть сертификатов получают с отличием. Ну а детей, не получивших Кембриджский сертификат, у нас практически не было.

Многие с восторгом говорят о насыщенной внеклассной жизни лицеистов, о том, что в «Ступенях» царит очень дружественная и семейная атмосфера. Что они имеют в виду? Насколько важен в Лицее душевный комфорт ребенка, его интерес и «горящие глаза»?

Нам очень важно, чтобы дети учились с удовольствием. Чтобы школьная жизнь была для них привлекательной. Поэтому стараемся сделать ее как можно более насыщенной. В этом смысле наша школа, как выразилась одна из мам, напоминает детский клуб. Если вы посмотрите, сколько всего у нас происходило только в марте, вы удивитесь – защита проектов, литературные гостиные, предметные недели, интеллектуальные и творческие игры, это не считая музеев и экскурсий, экологической практики и похода. То есть у ребят параллельно с учебой идет очень интересная и интенсивная жизнь.

Мы стараемся, чтобы пространство лицея было эстетичным – дети проводят в школе очень много времени и в этом пространстве должно быть красиво, нам представляется это очень важным. Все, что делается руками детей, мы возводим в ранг произведений искусства – ничего не выбрасываем, работы всегда на выставках, на стендах, на стенах школы. И дети чувствуют: для нас ценно все, что они делают.

Мы участвуем в театральных фестивалях – в лицее полупрофессиональный театр. У нас огромная костюмерная, хорошие декорации, свет, звук – все как в настоящем театре. Дети очень любят участвовать в спектаклях, причем, в постановках участвуют абсолютно все воспитанники Лицея. Это необходимо – на мой взгляд, лучшей психотерапии, чем театр и фольклор, для ребенка не существует.

Пройдя через театр, различного рода презентации, общешкольные конференции, олимпиады, конкурсы и другие мероприятия, которые помогают ребенку нарастить «психологические мускулы», к 10-11 классу наши лицеисты не боятся уже никакой аудитории, свободно себя чувствуют везде, у них очень хорошая речь, чем мы весьма гордимся.

Говорят, попасть в ваше учебное заведение чрезвычайно непросто?

Чтобы к нам попасть, нужно пройти вступительное собеседование. Это не значит, что мы берем только отличников. Но ребенка смотрят несколько предметников и психолог: мы должны понять, что сможем его обучать. Дети бывают разные, как и семьи. Нам важно, чтобы в ценностях семья коррелировала со школой, это принципиальный момент – растить ребенка можно только сообща. Поэтому собеседование с родителями – также обязательный момент, в ходе которого мы выясняем, насколько им близки наши взгляды. Бывает, что у ребенка хорошие данные, но он плохо подготовлен или учился по другой программе. Тут мы всегда находим компромиссы, предлагаем систему дополнительных занятий, чтобы скорректировать отставание.

В Лицей непросто попасть, но еще сложнее в «Ступенях» учиться. Ученики довольно сильно загружены, у вас строгие правила. То есть вы стараетесь добросовестно «отрабатывать» высокую плату за обучение и давать по-настоящему качественное, глубокое образование?

По моему опыту, перегрузки возникают не от общеучебной нагрузки, а от того, что дети находятся в некомфортной для себя атмосфере, если им неинтересно учиться, если расписание составлено неграмотно и однообразно.

У нас в Лицее доброжелательная атмосфера, всячески стимулируется интерес к учебе, правильно чередуются учебные периоды и каникулы. В году у нас каникулы продолжаются на 3 недели больше, чем в государственных школах, поскольку у детей достаточно большая нагрузка. Ритм такой: 4-5 недель дети учатся – 1 неделю отдыхают, 2 недели – зимние каникулы, 9-10 дней дети отдыхают в мае. Такая дробность позволяет им меньше уставать и меньше болеть. Но, чтобы компенсировать учебные дни, мы учимся и в первой декаде июня.

Многое зависит и от самоорганизации ребенка. Те дети, которые учатся у нас с 1 класса, с которыми мы проводим системную работу по организации выполнения домашнего задания, учим грамотному распределению своего времени после уроков – у них в течение дня еще остается время на очень многие вещи.

Наверняка нашим читателям будет интересно узнать о системе полупансиона в «Ступенях».

Да, такая система существует в начальной школе. Дети остаются в Лицее под присмотром педагога до 18 часов – заканчивают уроки, гуляют, выполняют домашние задания, полдничают. А в оставшееся свободное время мы с ними занимаемся разнымивещами, которые помогают и голову разгрузить, и провести время с пользой. С самого начала мы обучаем их выполнять и правильно оформлять домашние задания, к ним приходят учителя-предметники. Все это целенаправленная системная работа. А поскольку школа у нас камерная, классы небольшие, по 10-12 человек, по одному классу в одной параллели, мы можем себе позволить работать полноценно с каждым ребенком.

Хорошая школа – это, прежде всего, сильный профессиональный педагогический коллектив. Расскажите, как находите хорошие кадры для лицея?

Знаете, я всегда говорю, что своих педагогов собираю как бриллианты в шкатулку. В коллективе есть педагоги, которые работают в Лицее более 20 лет. Все учителя с очень хорошим образованием – обязательно высшим, есть кандидаты педагогических наук, есть люди, которые знают до шести языков, у кого-то по два-три вуза за плечами.

Вообще, у школы много разных наград, в том числе грамота Министерства образования РФ. Мы стараемся жить активной жизнью в образовательном поле Москвы. И у педагогов немало ведомственных наград, грамот Департамента образования, многие имеют звание Ветерана труда, ордена, медали за свой труд.

Отбор изначально крайне жесткий, поэтому от нас крайне редко уходят.Ну а где мы находим свои «бриллианты», этого секрета разрешите не открывать.

Престижно ли вообще сегодня быть учителем?

К огромному сожалению, профессия учителя в глазах общества девальвирована. Это беда, поскольку нарушаются самые устои педагогического процесса. Невозможно без авторитета учителя, без уважения к учителю научить ребенка. Мы в пространстве Лицея стараемся этого не допускать. Но разница все равно чувствуется, никуда не деться– ребенок не может жить автономно, он слышит и чувствует, что происходит в обществе, видит эти безобразные фильмы о школе. И я считаю, пока учитель не будет поставлен обществом на определенную ступень, мы не справимся с огромным количеством проблем, которые сейчас есть в образовании.

Как вы относитесь к системе оценки знаний учащихся посредством ЕГЭ, ОГЭ? Насколько Государственная итоговая аттестация в том виде, в котором она сейчас существует, может быть объективна в принципе? Какие знания показывают на итоговых испытаниях ваши старшеклассники и выпускники?

Что я могу сказать по поводу ЕГЭ вообще? Это, прежде всего, колоссальный объем знаний, который необходимо вложить в головы детей в очень короткое время. А времени не хватает просто чудовищно. Каждый урок – новая тема, а когда эти темы отрабатывать, когда учить детей мыслить, логически и аналитически подходить к ответам на вопросы? Когда, наконец, учить их говорить, рассуждать, писать сочинения? Ведь дети сейчас говорить просто разучились, да и формат единого госэкзамена этого не предполагает, ведь это тестовый формат. Правда, там есть минисочинение и эссе в части С, но это не решает глобальной проблемы с устной речью.

Скажу честно – мы от сочинений не отказались, даже когда такую форму итоговых испытаний отменили. Слава богу, сейчас вернули хотя бы говорение по английскому языку и сочинение в 11 классе...

В общем, все мы уже привыкли к такой форме выпускных экзаменов и стараемся приспособиться, не растеряв главного. Но это очень сложно – и у педагогов, и у детей всего 24 часа в сутках…

Еще задолго до появления ЕГЭ одним из главных показателей работы любой школы всегда считался процент поступления ее выпускников в вузы. Насколько успешно поступают ваши ребята?

Вся лицейская подготовка (с 1 по 9 класс) позволяет воспитанникам накопить тот содержательный и культурный багаж, который делает возможным в оставшиеся 2 года основательно подготовиться к государственным экзаменам, стать конкурентоспособным абитуриентом и поступить в выбранный вуз.

Поступает 100% выпускников. Более того: дети, которые учатся у нас с 1 класса, как правило, поступают на бюджет. С 2000 по 2015 год лицей окончили 105 ребят. Все они учатся и успешно заканчивают лучшие вузы столицы: МГУ, НИУ-ВШЭ, ГУ-МИФИ, ГУ-ФизТех, МГИМО, Финансовую академию, МГЛУ им. М. Тореза, МГСУ, РАНХиГС, РЭА им. Плеханова, ВХУ им. Строганова. Среди студентов Британской высшей школы дизайна, университетов Европы и Америки также есть немало наши выпускников.

Марина Михайловна, несмотря на внешнее благополучие, наверняка и у частных школ есть свои проблемы?

Как вы понимаете, проблемы есть у всех. Например, мы считаем достаточно несправедливой (прежде всего, по отношению к нашим детям) ситуацию, сложившуюся сейчас в Москве, когда ребёнок, обучающийся в государственной школе, финансируется в два раза больше, чем в частной. А ведь Конституция РФ и ФЗ «Об образовании» предусматривают равные права граждан на получение образования в РФ, вне зависимости от типа выбранной ими образовательной организации. Кроме того, госшколы получают дополнительное финансирование на внеурочную деятельность (не путать с дополнительным образованием), а частные – нет. В результате частные школы недополученные средства вынуждены взимать с родителей, хотя если бы дети посещали массовую общеобразовательную школу, их бы финансировали в полном объёме! Логичен вопрос: куда идут деньги, выделенные Департаменту образования на ВСЕХ московских детей в равной степени?

Еще одна проблема вообще ставит под угрозу существование частных школ в столице. В законе предусматривается наделение ВСЕХ образовательных организаций помещениями для реализации образовательных программ. В Москве предоставление площадей частным образовательным организациям все годы происходило по решению комиссии Департамента образования с последующим оформлением в Департаменте имущества. С 2014 г. Департамент имущества отказывает в оформлении договоров аренды, содержащих увеличение площади (хоть на 10-20 кв. м), и всех вновь заключаемых договоров, настаивая на прохождении частными некоммерческими школами коммерческого аукциона. Получается абсурдная ситуация: Департамент образования готов предоставить частным школам и детским садам помещения, находящиеся в его хозяйственном ведении, а Департамент имущества требует ВСЕ такие помещения передавать в имущественную казну города и реализовывать ТОЛЬКО через коммерческие торги. Несмотря на то, что все юридические основания для передачи зданий без аукциона законодательством предусмотрены (135 ФЗ «О защите конкуренции»). Подобная политика Департамента имущества в ближайшие 2 года может привести к практически полному уничтожению частных школ Москвы… И все это происходит на фоне обещаний президента о государственной поддержке и созданий условий для малого и среднего бизнеса и частного образования.

У вас за плечами – несколько десятилетий педагогического опыта. Как вы считаете, насколько сильно за это время изменились дети?

Поколение нелегкое. За последние 10 лет дети изменились не просто очень сильно – принципиально! Они более практичны, иначе смотрят на взаимоотношения, пожалуй, от них исходит меньше человеческого тепла. Но они по-прежнему очень хорошие. Сейчас в них есть некий драйв, который заставляет двигаться дальше. Конечно, с ними бывает непросто, это совершенно иное поколение – мультимедийные, интернетные дети с клиповым мышлением, совершенно другим языком. Ко всему этому учителю нужно приспособиться, заново открыть в себе новые профессиональные грани, чтобы вообще иметь возможность до них достучаться, общаться и доносить какие-то общечеловеческие и нравственные ценности. Мы сталкиваемся с огромным количеством сложностей, поскольку в свое время нас обучили учить совершенно другого ребенка.

Чтобы все это преодолевать – успешно, с результатом – педагог должен очень много над собой работать и заниматься самообразованием, не останавливаться на пути профессионального роста, постоянно совершенствоваться, много читать, анализировать. В Лицее организована целая система работы, дабы все, что появляется нового, донести до коллектива и вооружить его инструментами для работы с современным ребенком. Вот так мы и живем, пытаясь вместе с детьми меняться и расти.

Детям сегодня приходится жить в шквалистом потоке информационного шума, из которого нужно что-то вычленить. Они от этого жутко устают, как правило, сами того не сознавая. Наша задача – научить их вычленять главное, использовать компьютер как рабочий инструмент, а не как средство развлечения. И самое лучшее – если в связке с семьей удается этого достичь.Вообще, мы много общаемся с родителями, и это позволяет нам очень многие проблемы решать на ранней стадии.

Фундаментальное образование и современные педагогические технологии, интенсивная учеба и яркая насыщенная лицейская жизнь, строгая дисциплина и атмосфера свободного творчества… Что из этого можно считать формулой успеха «Ступеней»?

Исключительно все в комплексе. Успех любого дела – это всегда целый комплекс разных превходящих моментов. Поэтому наша формула успеха – это все, что вы перечислили, плюс дети и их родители, умение выстраивать с ними работу и взаимоотношения. Очень важно, чтобы школа была командой, которая сообща работает на определенную цель: в верном направлении построить крепкие СТУПЕНИ, по которым каждый наш ребенок с хорошим багажом знаний и человеческих умений и навыков уверенно шагнет в большую жизнь.


НК:

Лицей «Ступени» в общем рейтинге негосударственных школ, официально проводимом департаментом образования г. Москвы, занял 4 место среди 11 частных школ, вошедших в этот рейтинг, и 1 место среди НОУ по количеству баллов, приходящихся на 1 выпускника, опередив следующего номинанта почти в 2,5 раза.

НК:

Итоги работы лицея за последние 15 лет:

Лицей вырастил 24 золотых и серебряных медалиста

Одержал 41 победу на Всероссийских олимпиадах и конкурсах

Лицеем подготовлено 98 победителей и призеров Московских городских олимпиад и конкурсов и 156 победителей и призеров окружных олимпиад

Учащиеся получили 284 Кембриджских сертификата по английскому языку и 3 международных сертификата DELF по французскому языку

Лицей награжден 32 Профессиональными наградами и Почетными грамотами

Педагогам лицея вручены: 13 Профессиональных наград, 49 Почетных грамот департамента образования г. Москвы и Управления образования ЦАО

2 педагога лицея являются обладателями премии мэра г. Москвы в сфере образования, а также имеют благодарственные письма Президента РФ


Назад к новостям

Материалы дня

Николай Долгополов: Разведчики – они же люди Николай Долгополов: Разведчики – они же люди

– Николай Михайлович, добрый день! Я хочу взять у вас интервью, это возможно?
– Так о чем мы б...

Сергей Ломакин: Люди должны знать о героях Сергей Ломакин: Люди должны знать о героях

Программа «Взгляд»… Это и бренд, и яркая характеристика для каждого из плеяды делавших ее авторов в ...

Алексей Бегак: Я никогда не жду вдохновения Алексей Бегак: Я никогда не жду вдохновения

Перед Новым годом принято подводить итоги. И в очередной раз задумываться: живем мы по правилам или ...

Итальянский базар в Москве Итальянский базар в Москве

С 25 по 26 ноября в саду резиденции посла Италии в Москве проходит благотворительная ярмарка-продажа...

Марина КОНОНОВА: Школа – это команда, которая сообща идет к одной цели