Национальный Контроль.

На экскурсию – не выходя из класса

Интервью
На экскурсию – не выходя из класса

Фото: Мария Ракова

Современные дети так быстро развиваются, что мы, взрослые, зачастую просто не поспеваем за ними. Наблюдая за тем, как твой ребенок быстрее тебя осваивает сложнейшую технику, невольно думаешь: как же непросто сегодня приходится учителям… Как им удается заинтересовать детей в современных реалиях? С этим и многими другими вопросами мы отправились к ректору Московского института открытого образования Алексею Рытову.

Алексей Иванович, как известно, МИОО принадлежит значимая функция в системе образования города Москвы – готовить руководителей образовательных организаций и повышать квалификацию московских учителей. Почему для поддержки этой деятельности вы уделили такое внимание видеотехнологиям?

Традиционная система образования меняется, а вслед за ней меняется и школа: уроки становятся более интерактивными и мобильными; меняются средства доставки учебной информации, меняется способ ее подачи.

Департамент образования города Москвы даёт возможность педагогу вести образовательную деятельность на самом современном уровне с высокой эффективностью. Благодаря его усилиям, использование современных ИКТ и медиатехнологий становится неотъемлемой частью профессионального стиля московского учителя.

Одна из важнейших задач образования в наши дни – подготовка учащегося к реальной жизни, поэтому применение современного подхода в образовательной деятельности невозможно без использования новейших, а иногда самых неожиданных для сферы образования информационных технологий.

Поскольку сегодня видеотехнологии проникли во все сферы нашей жизни и стали одним из привычных инструментов образовательной деятельности московских учителей и школьников, мы не можем не использовать этот мощнейший потенциал. Видео обладает огромными возможностями, которые можно и нужно использовать в обучении! Самым эффективным образовательным ресурсом, по мнению родителей и учителей, (по 10 – балльной шкале) является просмотр видеоматериалов!

Мы, как организация, ведущей деятельностью которой является образование, понимаем это самым широким образом. Московский институт открытого образования накопил богатейший опыт в создании и использовании видео в образовательной деятельности руководителей образовательных организаций, учителей на курсах повышения квалификации и ихучеников на уроках, а также дошкольников в дошкольных образовательных организациях. Мы успешно применяем такие значимые области применения видеотехнологий в образовании, как использование готовых видео и анимации в обучении, использование видеотрансляций, видеокамер как инструментов учебной деятельности, создание и использование для профессионального роста педагогов образовательных телепередач на МособрТВ.

Сегодня в российские школы приходят так называемые технологии виртуальной и дополненной реальности. Что они собой представляют? Насколько доступны пользователям?

Технологии видео-360 в первую очередь приходят не в школы, а в нашу реальную жизнь. Простейший ремонт в квартире вам предложат сопроводить дизайн-проектом в формате видео-360. А на крупнейших выставках за рубежом уже нет стендов без демонстрационных активностей с использованием видео-360. В видео-360 снимаются концерты известных исполнителей, рекламно-информационные виртуальные туры по крупнейшим музеям мира: музей Лувра в Париже, Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, музей Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Видео-360 – новый тренд, который несет революционные изменения в сферу образования. В этой технологии на помощь приходят компьютерная графика и моделирование, действие чётко расписано и срежиссировано, а зритель остается наедине со специально отобранным контентом. И это уникальное преимущество технологии видео-360. Единство пространства и времени дают зрителю не только эффект полного присутствия, но и ощущение сопричастности. Видео-360 расширяет угол обзора до 360 градусов, зритель может посмотреть по сторонам, проследовать за камерой и рассмотреть объекты, которые находятся за ним, а это и естьжанр образовательной экскурсии, дающий эффект «погружения». Между учеником и учебным материалом нет посредников, ученик чувствует, что это именно он путешествует по залам музеев, находится в центре управления полетами или наблюдает за жизнью леса.

Как начинался ваш проект видео-360? Была ли апробация? Знаете ли вы реакцию учителей? Почему востребованной формой должны стать именно образовательные экскурсии?

Образовательные путешествия в режиме видео-360 должны сопровождать повышение квалификации как эффективный образовательный материал, чтобы самая широкая аудитория смогла встраивать их в свои уроки, получая видео как часть атомарного контента Московской электронной школы в качестве аккуратно спроектированных дидактических материалов, проектируя эти уроки на технологически и качественно новом образовательном уровне.

В 2015 году мы задумались над этим и попробовали разработать ряд активностей с использованием видео-360 для курсов повышения квалификации. Использовали, например, соответствующую программу для обучения директоров школ навыкам публичных выступлений. Однако апробация наглядно показала, что учить деятельности, не включая в деятельность, – неэффективно, поэтому не стоит пытаться погрузить слушателя или ученика в атмосферу урока. Научиться иностранному языку или математике трудно, лишь наблюдая. С другой стороны, потребности учителей показали острую необходимость в наглядных путешествиях-обзорах по темам уроков, где ученик или не окажется никогда или куда приходится добираться значительное количество времени по сравнению с длительностью и масштабом обзора. При этом множество музеев включают экспонаты, к которым нельзя приблизиться и рассмотреть поближе, их можно наблюдать только удаленно, либо это места, куда невозможно попасть физически, например, труднодоступные природные зоны или даже просто конкретные, но быстротечные природные процессы.

Все эти тонкости стали очевидны после создания пилотной экскурсии. При этом была отработана технология съемки, выявлены и сформулированы основные требования к формату видео-360для целей образования, а результат был успешно апробирован на учительском сообществе. После этого мы приступили к созданию цикла образовательных путешествий для слушателей ПК и их учеников в режиме видео-360.

Что дают такие возможности ученику? Учителю? В чем смысл метапредметности?

Новый формат проектов видео-360 универсален и подходит для всех видов занятий: это не только образовательные путешествия и демонстрации редких физических и химических опытов, которые можно показать на установках, существующих в единственном экземпляре в закрытых научных центрах, но и многое другое – в меру фантазии. Работать с таким видео учителю и ученику очень просто - нужно только навести курсор, зажать кнопку мыши или тачпад и перетянуть курсор в любом направлении как в обычном плеере. Устройством для просмотра может стать как обычный компьютер или смартфон, так и очки виртуальной реальности любой конфигурации, начиная от простейших, картонных, которые завтра, возможно, будут просто бесплатным расходным материалом.

Таким образом, виртуальные экскурсии в режиме видео-360 открывают большие возможности для образовательной деятельности по учебным предметам.

• Позволяют обеспечить междисциплинарную образовательную среду, способствующую пониманию учащимися метапредметности мира и восприятия его как единого целого, а не как процесса изучения отдельных дисциплин.

• Дают возможность учителю и его учащимся, не покидая своего класса, увидеть объекты, недоступные с точки зрения личного посещения, но необходимые в рамках образовательной программы.

• Помогают учителю конструировать современные уроки, способствующие эффективному и качественному достижению образовательных результатов учащимися, через погружение в объекты, обладающие одновременно исторической, природной, естественнонаучной, архитектурной и пр. образовательной ценностью как точки интеграции учебных дисциплин.

• Дают возможность для совершения путешествий и прогулок не только любому школьнику, но бесценны как для учащихся с ограниченными возможностями, так и для школьников любых регионов России в целом.

Хотелось бы остановиться на вашем проекте «Серебряный век». Расскажите о нем подробнее?

Действительно, закончена работа над образовательным путешествием «Московские адреса Серебряного века». Это 14 адресов, 14 тематических миниэкскурсий. Вы можете даже прямо сейчас со мной отправиться в это удивительное путешествие по адресам Серебряного века.Для этого нам нужны лишь очки и ваше желание.

Вот мы в Государственном центральном музее современной истории России, где заслуженный артист России Павел Любимцев рассказывает нам интересные исторические факты, мы полностью погружены в атмосферуСеребряного века, эпоху войн и революций, стремительных изменений и экономических реформ. Затем переносимся в залы Государственной Третьяковской галереи, а ее директор ЗельфираТрегулова рассказывает о мировоззрении художников «Мира искусства» и знакомит с примерами их произведений.

(Волей случая, автор этих строк только вчера была в Рахманиновском зале Московской консерватории и наслаждалась музыкой народных артистов, а сегодня с помощью виртуальной реальности могу рассмотреть не только из зала, как исполняет выдающийся пианист Юрий Розум музыку великих композиторов только для меня, но и посмотреть со сцены, как выглядит зал. Удивительно! Руки так и тянутся сами показать то место, где вчера сидела…Прим. ред.).

Вот следующий адрес - МХТ им Чехова, к нам выходит блистательная актриса Ирина Мирошниченко, проводит в закулисье и рассказывает о театре эпохи, а в гримерке Станиславского вы оказываетесь вовсе наедине с атмосферой творчества великого мастера. И в любой момент на протяжении своего путешествия вы можетеоглядываться, рассматривать детали, интерьеры, решетки, лестницы, смотреть на вещи с неожиданных ракурсов и чувствовать прикосновение времени и истории!

Это специально подобранный образовательный материал для учителя и ученика, но, по ряду причин, малодоступный именно в таком широком спектре. Сама его организация уже является серьезным инструментом – методическим пособием для учителя и дидактическими материалами для ученика.

Алексей Иванович, вот мы с вами побывали на этой удивительной экскурсии. Но расскажите, какими силами осуществляется проект, если учесть, что специалистов в области видео-360 не так много?

В МИОО такие специалисты есть. Как мы увидели, видео обладает большими образовательными возможностями, которые мы не можем не использовать. Работа по созданию образовательного контента ведется огромная. Мы можем обеспечить съемочный процесс полностью – от идеи и сценария до готового продукта. Этим занимается отдел медиапроизводства МИОО. И, как я уже говорил, это далеко не только видео-360, это и видеолекции, видеоинструкции для сопровождения повышения квалификации учителей, анимационные учебные ролики для обучения руководителей образовательных организаций, лучшие уроки учителей для Московской электронной школы и их экспертные разборы и многое другое. Весь видеоконтент является неотъемлемой частью поддержки профессионального развития педагогов и в целом образовательной деятельности института

Каких еще новых тем и разработок можно ждать от МИОО в ближайшее время?

В настоящее время мы создаем образовательные путешествия по темам «Освоение космоса» и «Экология». Экология – универсальная межпредметная тема, которая достаточно сложна с точки зрения организации натурных экскурсий. Ведь осенью, когда учебный год только начался, экскурсии еще не организуются. Затем холодает, наступает зима, земля засыпает, а растения и животные вместе с ней. Затем наступает весна, становится мокро и грязно. И вот, наконец, наступает лето – можно ехать за живыми исследованиями и наблюдениями природы. Но учебный год, увы, заканчивается... Поэтому именно экскурсия на экологическую тематику уже на стадии ее разработки вызывает сейчас живейший интерес среди учителей и желание получить ее в свой дидактический арсенал.

Что касается экскурсий по космической теме, тов целом они доступны, но есть огромное количество значимых и весьма ключевых мест, в которых ребенок никогда не побывает: это и пульт управления космическими полетами, и кабина космического корабля, и центрифуга, в которой тренируют космонавтов и многие другие интереснейшие объекты, не включаемые в традиционные экскурсии по причинам безопасности. Надеемся, что съемки в открытом космосе и в невесомости на борту космического корабля должны статьсамым интересным моментом нашей экскурсии и дать целостное представление об этой теме. Очень надеемся, что у нас это получится.

Закончив беседу с Алексеем Ивановичем, я немного пожалела, что больше не учусь в школе. С таким интересным подходом даже самые скучные предметы могут быть настолько увлекательными! Не зря же говорят: главное – уметь преподнести. Замечательно, что современные учителя Москвы идут в ногу со временем. Ведь лишь тогда, когда горят глаза у преподавателей, можно зажечь свет знаний в детях. МИОО и его руководство точно уловили тенденции современного образования и дали возможность педагогам научиться, как заинтересовать детей.


Назад к новостям

Материалы дня

Александр Левшуков: «Хоккей открывает новые горизонты» Александр Левшуков: «Хоккей открывает новые горизонты»

Александр Левшуков, заместитель начальника Белорусского вокзала и главный тренер хоккейной секции Ро...

Александр Румянцев: «Научитесь быть счастливыми» Александр Румянцев: «Научитесь быть счастливыми»

Осенние лучи солнца пробиваются сквозь редеющую листву. Мы подъезжаем к Национальному медицинскому и...

Яков КЕДМИ: У Путина нет конкурентов Яков КЕДМИ: У Путина нет конкурентов

До выборов президента РФ остается менее года. О том, какие политические фигуры могли бы составить ко...

Касимов – самородок Рязанской губернии Касимов – самородок Рязанской губернии

Россия – страна с огромным наследием, где каждый город хранит в себе не только красоту ландшафта, но...

На экскурсию – не выходя из класса