Национальный Контроль.

Татьяна Батышева: Доступная среда должна стать доступнее

Взгляд
Татьяна Батышева: Доступная среда должна стать доступнее

Фото: Предоставлено пресс-службой Татьяны Батышевой

России необходим закон о единых правилах перевозки людей с ограниченными возможностями здоровья

Отмененные вылеты, несправедливые штрафы, закрытые двери… Насколько доступна доступная среда сегодня? О слепоте законов, недостатке информации и других проблемах инвалидов, а также своей новой инициативе нам рассказала Татьяна БАТЫШЕВА, известный московский врач и депутат Московской городской думы.

- «Нам нужны новые правила, и на дороге, и в небе», заявили вы недавно в своем обращении в соцсетях. Давайте начнем с дорог. Что с ними не так?

- Недавно на всю страну прогремела история семьи Кастолиных. Отца четырехлетнего мальчика с ДЦП оштрафовали за поездку без автокресла. Но малыш с тяжелым заболеванием в принципе не может сидеть! Ездить на многочисленные процедуры, которые могут дать надежду на улучшение, ему приходится лежа или у мамы на руках. О каких удерживающих устройствах может идти речь?! Но по ныне существующему законодательству Кастолины – нарушители, которые должны понести наказание за такие противоправные действия.

- Удивительно, что об этом пробеле в законодательстве широкая общественность слышит впервые…

- В том-то и дело! Этот человек один из немногих, кто не постеснялся заявить о своей беде, подал в суд, рассказал открыто в интернете, обратившись к общественности. Историю подхватили СМИ. Но много лет подряд другие родители детей-инвалидов, скрепя сердце, мирятся с этими условиями, пытаются лечить, возить на реабилитацию, на отдых, в ту же больницу своих детей. И они знают, что любой встреченный инспектор вправе их привлечь. И они вынуждены нарушать, а если остановят – платить. Рисковать водительскими правами, то есть возможностью в принципе возить своего ребенка на жизненно необходимые процедуры. И проглатывать эту несправедливость – раз за разом. И сколько их таких, оштрафованных, о которых мы просто не знаем? Этой статистики нет, но я могу себе представить: речь идет о тысячах…

Со стороны подобная ситуация выглядит как абсурд. Это понимаем и мы с вами, и сами представители полиции. Но есть, как вы правильно сказали, пробел. И до тех пор, пока он не заполнится, похожее будет повторяться.

У Кастолиных и других «нарушителей» вся жизнь – борьба. А ведь, поверьте, у этих семей есть на что потратить свою энергию.

Поэтому, как депутат Московской думы, но прежде всего как врач, который ежедневно общается с особыми детьми и их родителями, я предлагаю внести реальные изменения в правила дорожного движения с учетом проработанной медицинской составляющей. Повторяю: мы с вами разговариваем, а в это время, возможно, где-то происходит все то же, что случилось в Ульяновске.

И хочу отметить, данный прецедент не исчерпывает трудностей. Он, скорее, только поднимает целый пласт. Ведь проблема с детскими автокреслами актуальна для малышей до 12 лет. А после? Все то же самое, только несколько в ином контексте. После 12 лет законопослушному гражданину нужно ездить пристегнутым ремнем безопасности… Но понятно же: тяжесть состояния больного при этом не меняется. Думаю, продолжать не стоит. Все и так ясно: подходить к решению проблемы надо комплексно и глубоко.

- Безусловно. А что насчет неба?

- На первый взгляд, с авиаперелетами все в порядке. Перевозчики обслуживают людей с ограниченными возможностями в соответствии с существующими правилами. Чаще всего человек с инвалидностью или больной в тяжелом состоянии, после операции или травмы, должны заранее предупредить авиакомпанию о своем намерении совершить перелет, о технических средствах, которые им надо взять с собой. Но тут и начинается самое интересное: у каждой авиакомпании эти правила, по сути, свои. То есть в одной, например, сопровождающий нужен, а в другой его наличие не значится как «обязательное». А у меня, как у специалиста, в этой ситуации сразу возникает вопрос: кем должен быть этот сопровождающий, должна ли у него быть медицинская квалификация? Это тоже стоило бы каким-то образом регламентировать. Понятно, что технические стандарты у всех разные. Однако при этом выработать общий подход, хотя бы к оформлению документов, все-таки можно. Это значительно облегчило бы жизнь этим людям.

- Часто возникают подобные проблемы?

- Более чем. Только, как и в случае с «дорогами», инциденты не всегда придаются огласке. Хотя о проблемах с авиаперелетами в СМИ мы слышим больше. Например, подобная ситуация произошла с семьей Зуевых в Шереметьево совсем недавно. Мать и лежачего после тяжелой операции ребенка не пустили на борт самолета. Конечно, такие внештатные обстоятельства - это большой стресс для семьи, допускать их нельзя ни в коем случае!

А почему это произошло? Потому что мама не сообщила заранее об особых потребностях ребенка. Безусловно, формально, это ее ошибка. И, как ее следствие, авиакомпания чисто технически не могла предоставить тот сервис, который нужен был Зуевым. Но мы не ищем сейчас виноватых! Мы пытаемся найти решение, удобное для всех: и для пассажиров, и для перевозчиков.

Важно понять, почему такое вообще могло произойти? Потому что сегодня несовершенны механизмы коммуникации между теми, кто летает, и кто эти полеты организует. Повторюсь: у каждой авиакомпании свои требования к людям с ограниченными возможностями. Где-то нужно позвонить и предупредить. Где-то – написать письменное заявление. Где-то за 36 часов, где-то - за 72. Словом, везде своя схема. Ее приходится изучать каждый раз заново. А для мамы, пережившей сложную операцию сына, это, поверьте, превращается уже в головоломку.

- Что вы предлагаете?

- Я думаю, что авиакомпаниям следует унифицировать способы взаимодействия с инвалидами. Разработать единую ясную, простую форму для человека с особыми потребностями. Решать, какие правовые нормы для этого нужно откорректировать – задача для экспертов от всех заинтересованных сторон.

Но первый, очень простой шаг – это усовершенствовать интерфейс сайтов авиакомпаний, где можно купить билеты онлайн. За то, чтобы добавить поле, в котором каждому покупателю предложат отметить, есть ли у него особые потребности, высказываются многие. И это было бы действенной мерой. Следующий клик мог бы перенаправлять к единому перечню необходимых документов и условий, которые надо соблюсти, то есть к специализированной анкете.

Хочу отметить, что это бы значительно облегчило такое взаимодействие и для самих авиакомпаний, потому что нестандартных ситуаций могло бы возникать в разы меньше.

- То есть проблема не в недостатке желания сотрудничать у авиакомпаний, а в плохо налаженной коммуникации?

- Я думаю, да. Мы не слышим друг друга, начинаем ругаться вместо того, чтобы сесть за один стол и рассказать друг другу о своих потребностях. Поэтому я – за конструктивный диалог. И поговорить есть о чем. Если касаться темы авиаперелетов, сюда же следом подключается и работа служб перед полетом и после него на территории. Опять же в каждой авиакомпании, в каждом конкретном аэропорте ситуация особенная. Но координация действий необходима. Вспомнить даже знаменитую историю Светланы Нигматуллиной. Тогда ситуация, кстати, тоже была связана с недопуском к полету. Но я сейчас хочу сказать о других подробностях того дня, точнее – ночи. В аэропорту, после долгожданного рейса Светлане никто не помог с пересадкой в такси. А это, поверьте, трудность не меньшая. И об этом мы вряд ли узнали бы, если бы случай не стал резонансным. Такие подробности обычно остаются «за кадром».

- Получается, такая деталь, как удобный интерфейс сайта, не слишком материально обременительная, может многое решить?

- Да. В целом в последние годы в нашей стране многое делается в этой сфере. Мир вокруг, действительно, становится дружелюбнее к особенным людям. Но очень многое еще только предстоит сделать. Обязательно нужно вести систематические тренинги для персонала авиакомпаний, аэропортов, да и других учреждений. Чтобы люди хорошо знали, с чем они могут столкнуться, работая с инвалидами. Я рада, что мы подняли эту тему теперь. Понимаете, со стороны это может выглядеть не слишком значительным. Но я точно знаю, что бывает и так, что присутствие даже вот такой простой графы, о которой я упомянула, может спасти человеку жизнь, если условия нужны особые. И это о многом говорит…


Автор:

Назад к новостям

Материалы дня

Уникальная операция на сердце проведена в Центре Шумакова Уникальная операция на сердце проведена в Центре Шумакова

Пациенткой стала девочка-подросток из Ижевска. Проблемы с сердцем у Дарьи начались с рождения: еще д...

Благотворительная ярмарка в Хохлах Благотворительная ярмарка в Хохлах

Вот и наступила новогодняя пора, самое волшебное время. В преддверии Рождества не стоит забывать, чт...

Москва – добрый город Москва – добрый город

Этот девиз является основным в работе мэра и социального блока Правительства Москвы, а подкрепляется...

Мурашко: Проблем с производством и поставками лекарств нет Мурашко: Проблем с производством и поставками лекарств нет

Производство и поставки препаратов и медицинских изделий продолжаются в плановом режиме

Татьяна Батышева: Доступная среда должна стать доступнее