Национальный Контроль.

В стране и в мире: Большая пресс-конференция Владимира Путина

Политика
В стране и в мире: Большая пресс-конференция Владимира Путина

Фото: Саид Аминов

С декабрем в России связано немало традиций. С некоторых пор появилась еще одна: устраивать масштабные встречи президента Путина с журналистами и подводить итоги уходящего года. В этот раз большая пресс-конференция главы государства в таком формате прошла в одиннадцатый раз и собрала около 1400 аккредитованных представителей СМИ. Как обычно, круг тем и вопросов никто не ограничивал.

Строго говоря, все основные и ключевые вещи были сформулированы российским лидером во время недавнего обращения к Федеральному Собранию. Но вопросы, требующие дополнительного разъяснения, безусловно, остались. Поэтому без лишних предисловий и «длинных монологов» именно к ним и предложил перейти Владимир Путин, сразу дав слово журналистам.

Экономика

Начали разговор с многострадальной российской экономики. Вспомнили прошлогоднюю президентскую большую пресс-конференцию, когда страна пребывала в растерянности и ступоре от обрушившегося кризиса. Припомнили и слова Путина о том, что при самом плохом раскладе России потребуется около двух лет на выход из критической ситуации. Каков же сегодняшний прогноз президента на ближайшее будущее? 

В качестве недвусмысленного ответа Путин рассказал анекдот. Как он выразился, анекдот «старый и замшелый», но актуальности не потерявший: 

– Встречаются два приятеля, один другого спрашивает: «Как дела?» Тот говорит: «Как в полоску: черное – белое». – «Сейчас какая?» – «Сейчас черная». Проходит еще полгода. «Ну как дела? Знаю, в полоску. Сейчас какая?» – «Сейчас черная». – «Нет, тогда же была черная». – «Нет, выясняется, что тогда была белая». Вот у нас примерно такая ситуация.

Прошлогодний разговор о планах выхода из кризиса подразумевал серьезную зависимость российской экономики от внешнеэкономических факторов и цен на традиционные экспортные товары. Тогда отправной точкой отсчета была средняя цена на «Брент» в 100 долларов за баррель. Однако позже Минэкономразвития пришлось в спешном порядке перекраивать все расчеты, поскольку цены на нефть упали не на какие-то проценты, а ровно вдвое – до 50 долларов.

По словам президента, бюджет 2016 года рассчитывали, исходя из этой «половинчатой» цифры. И вновь оценка вышла слишком оптимистичной, поскольку на момент пресс-конференции стоимость барреля упала уже до $38. «Поэтому мы вынуждены будем, наверное, и здесь что-то корректировать», – признал Путин.

«После этого падения цен на наши основные энергоносители «поползли» все показатели, – продолжал российский лидер. – Какие они? Это сокращение ВВП на 3,7%. На 7 декабря инфляция с начала года – 12,3%. Реальные располагаемые доходы населения сократились, инвестиции в основной капитал за десять месяцев текущего года сократились на 5,7%».
Вместе с тем, по мнению президента, российская экономика уже миновала если не сам кризис, то его пик. В частности, можно говорить о стабилизации деловой активности, в сентябре по чуть-чуть начал прирастать ВВП, пошло в небольшой рост производство, особенно на Дальнем Востоке, выправляется сельское хозяйство. 

Внешний долг России снизился на 13%, существенно сократился отток капитала. Более того, есть даже небольшой чистый приток. По мнению президента, всё это – очень важные показатели, эдакая оборотная сторона санкционной медали, поскольку инвесторы начинают проявлять интерес к работе в России. Продолжает развиваться добыча нефти, угля, мощный прирост получила морская, портовая инфраструктура.

Какую же конкретно финансовую политику намерено проводить руководство страны при том, что дефицит бюджета составил в минувшем году, по предварительным оценкам, около 957 млрд рублей? 

«Чтобы обеспечить сбалансированность федерального бюджета, в текущем году мы задействовали Резервный фонд, – пояснил Владимир Путин. – При этом, и это тоже очень важно, суверенные фонды в целом сегодня находятся на хорошем уровне – 11,8% ВВП. Резервный фонд составил 3 триллиона 931 миллиард рублей – это 5,3% ВВП, а Фонд национального благосостояния – 4 триллиона 777 миллиардов рублей, это 6,5% ВВП».

Как и в Послании Федеральному Собранию РФ, президент с удовольствием остановился на демографии: на естественном приросте населения, на желании людей строить семьи и рожать детей. 6,5 млн российских семей получили средства за все время действия программы материнского капитала. Она будет продолжена и размер выплат останется на уровне минувшего года – 453 тысячи рублей. Выполнены, по словам президента, и обязательства по индексированию пенсий.

«Мы не будем спешить с пересчетами и с внесением корректив в бюджет, потому что это влечет за собой снижение объема финансирования – и социалки, и реального сектора, но правительство готовит сценарии на любой вариант развития событий», – заверил Путин.

Конечно, страна будет заниматься импортозамещением. Это не панацея, но неплохой вариант переоборудования значительной части российской промышленности, сельского хозяйства, это совсем другая техническая оснащенность и повышение производительности труда. 

«И мы, конечно, должны продолжать работу по совершенствованию механизмов управления экономикой, ее разбюрокрачиванию, созданию более привлекательных условий для ведения бизнеса и поддержки предпринимателей в решении тех задач, которые стоят перед ними и перед нашей экономикой в целом. Будем работать и на этих направлениях сосредоточим свое внимание», – сказал Владимир Путин.

Тут же последовал вопрос: поддерживает ли президент денежно-кредитную политику Банка России и не считает ли необходимым снижение процентной ставки? Ведь на сегодняшний день она чрезвычайно высока. Да что там – российские предприниматели просто попали в клещи, не имея возможности взять «кусающийся» кредит у себя в стране. На Западе же, по понятным причинам, денег тоже никто не даст. 

Президент сразу заявил: «Я поддерживаю политику Центрального банка и правительства по обеспечению макроэкономической стабильности». По его словам, при всем желании понизить ставку это нельзя делать административным путем. Надо исходить из российских реалий. Да, на Западе ставки более низкие, но и проблемы там иные, как и структура экономики – производитель производит, но не может продать.

«И нам нужно, для того чтобы понизить ставку, не цыкать на Центральный банк, как это делали в советское время и в плановой экономике, а помогать Центральному банку и правительству подавлять инфляцию и снижать девальвационные риски и ожидания. Когда мы сможем сделать и то и другое, когда будем двигаться по этому пути, тогда естественным образом, рыночным, спокойно и будет снижаться ставка рефинансирования Центрального банка».

Так же как и Центробанком, в целом доволен Путин и работой правительства. Во всяком случае, кадровых перестановок там не планируется – «это только мешает»: «Считаю, что работа правительства удовлетворительна. Конечно, можно и нужно работать лучше, но в целом, стратегически правительство делает нужные шаги и действует эффективно».

Геополитика

Швед Челлен назвал геополитику наукой о государстве как географическом организме, который проявляет себя в пространстве. Россия на сегодняшний день проявляет себя в этом смысле, как в известной песне. Мы мирные люди, но если что, бронепоезд-то – вот он. Раскочегарим в любой момент!

Турция, Сирия, Египет, Украина – все эти болевые точки и конфликты мирового масштаба нашли отражение в вопросах и ответах. Сложно сказать, какая из них сейчас «болит» сильнее. Возможно, все-таки Турция, с которой Россию до недавнего времени связывали слишком крепкие экономические узы. 

Довольно аккуратно представитель турецкого информагентства попытался донести до российского президента мысль, что стремительный разрыв между двумя странами невыгоден ни Турции, ни России. Да и вообще, дескать, в конфликте явно заинтересована некая третья сторона. Путин ответил в жесткой манере: «Мы считаем, что действия турецких властей (это в отношении нашего самолета, который они сбили) – не «недружественный», а враждебный акт: сбили военный самолет, у нас люди погибли». 

Относительно же «третьей стороны» сказал следующее: «Я намек ваш понимаю. Мы этого не знаем. Но если кто-то в турецком руководстве решил лизнуть американцев в одно место, не знаю, правильно они поступили или нет. Во-первых, не знаю, нужно ли это американцам. Можно себе представить, что на каком-то уровне были договоренности о том, что мы здесь «навернем» российский самолет, а вы закройте глаза, что мы зайдем, так скажем, на территорию Ирака и оккупируем часть страны. Я не знаю, может быть, такой размен и был, нам это неизвестно. В любом случае они всех поставили в очень трудное положение». 

«Мы обнаружили 11 тысяч бензовозов! – продолжал он. – 11 тысяч в одном месте, понимаете, просто ужас какой-то. Поэтому есть ли там третья сторона, я не знаю…»

Не в лучшей стадии находятся отношения с Египтом, особенно в сфере туризма. Но президент заверил: с руководством Египта проблем нет, есть лишь забота о безопасности граждан России, она превыше всего. Как только угроза исчезнет, ограничения на полеты в Страну пирамид будут сняты.

Есть ли у России четкий план по Сирии? Или мы действуем импульсивно? Когда закончится военная операция? Полагаете ли вы возможным перевод сирийского конфликта в политическую плоскость? – посыпались вопросы от Первого канала.

«Считаем, что только сирийский народ должен определить, кто им должен управлять и по каким стандартам, по каким правилам. Поэтому в целом – и я скажу сейчас, наверное, важную вещь – мы поддерживаем инициативу Соединенных Штатов, в том числе по подготовке резолюции Совета Безопасности ООН по Сирии, а именно с проектом этой резолюции и приехал госсекретарь. В целом это нас устраивает. Думаю, что после ознакомления с проектом и сирийские власти это должно устроить. Хотя что-то может и не нравиться. Потому что в попытке разрешить конфликт, который длится в течение многих лет, и это кровавый конфликт, всегда возможен компромисс, но уступки должны быть сделаны с обеих сторон. Мы считаем, что в целом это приемлемое предложение, хотя там еще есть над чем работать. Повторяю, это инициатива Соединенных Штатов, президента Обамы. Это говорит о том, что и США, и Европа в высшей степени озабочены тем, что происходит сейчас на Ближнем Востоке, в Йемене, в Сирии, в Ираке. Мы будем всячески способствовать разрешению этого кризиса и будем стремиться к тому, чтобы решения, которые могут быть найдены, устраивали все стороны, как бы сложно эта ситуация ни выглядела. Но последовательность должна быть такая: совместная работа по подготовке Конституции, должен быть создан механизм контроля за возможными будущими выборами – причем механизм прозрачный, которому все будут доверять, – и на основе этих демократических процедур Сирия сама должна будет определиться, какие формы правления там являются наиболее приемлемыми и кто должен руководить страной».

По словам Путина, план у России есть. Что же касается перевода внутрисирийского конфликта в политическую плоскость, другого способа урегулировать эту ситуацию, по мнению президента, просто не существует: «Всё равно это придется сделать рано или поздно, и лучше раньше, чем позже – меньше будет жертв и издержек, меньше будет угроз, в том числе для Европы, для тех же Соединенных Штатов. Ведь убили 14 человек в США, ИГИЛ и туда пробрался. Ведь правоохранительные органы США признали, что это теракт, причем со стороны ИГИЛ, поэтому это угроза для всех. И поэтому чем быстрее мы это сделаем, урегулируем, тем лучше. Повторяю ещё раз: нет другого способа решения проблемы кроме политического».
Но хватит ли у России ресурсов продолжать военные действия в Сирии? «Мы проводим отдельные операции с использованием наших ВВС, Космических сил, систем ПВО, разведки. Это не несет какой бы то ни было серьезной нагрузки на бюджет», – заявил российский лидер. 

Но уж коль действия Турции спровоцировали, например, увеличение российского контингента в Латакии, так, может, этой базе лучше бы и остаться там, чтобы потом гарантировать стабильность в Сирии, в Восточном Средиземноморье? – поинтересовался руководитель телеканала «Россия». «Зачем нам там база? Если кого­-то надо достать, мы и так достанем», – уверенно ответил Путин.

Украина… Президент России по-прежнему подчеркнуто называет ее братской республикой, однако экономическими принципами поступаться не намерен. Речь зашла о продуктовом эмбарго, вступившем в силу с 1 января: «Мы не собираемся вводить в отношении Украины какие бы то ни было санкции, я хочу, чтобы это было услышано. Мы просто переходим на режим наиболее благоприятствуемой нации в торговле. То есть Украина не может быть поставлена в условия худшие, чем любые другие наши партнеры вовне. Но, конечно, никакими льготами и преференциями Украина в торговле с Россией с 1 января 2016 года пользоваться не будет. Мы всячески боролись за то, чтобы этого не произошло. Но нас не захотели услышать».

«Теперь по поводу всяких наступлений, – продолжил Путин. – Вы знаете, я вам искренне говорю: мы не заинтересованы в обострении конфликта. Наоборот, мы заинтересованы в том, чтобы этот конфликт как можно быстрее был разрешен, но только не способом физической ликвидации людей на юго-востоке Украины».

Да, в общем-то, и в отношении США накануне президентских выборов российский лидер настроен конструктивно: «Мы готовы и хотим развивать отношения с Соединенными Штатами. Последний визит госсекретаря показал, что и американская сторона готова как-то двигаться в сторону совместного решения тех вопросов, которые могут быть решены только совместно. Мы никогда не закрывались, кого бы американский народ ни избрал. Мы открыты и будем работать с любым президентом, за которого проголосует американский народ».

Дела внутрироссийские

На пресс-конференцию было аккредитовано около 1400 журналистов, так что вопросов было еще множество. В том числе о том, что волнует простых россиян: платные трассы, парковки, пенсии, ЖКХ, долги регионов и т. д.

Например, сотрудники телеканала ОТР спросили зрителей в регионах: сами-то вы какой бы вопрос задали президенту? Рекорды популярности побил такой: «Как прожить на пенсию или зарплату и при этом не оказаться должником по ЖКХ?» Ведь реальные зарплаты на местах и «усредненные» доходы, о которых отчитываются региональные и муниципальные чиновники, различаются в разы. А цифры в платежках растут… Не пора ли вмешаться государству?

Путин признал проблему важной и начал отчет с доходов пенсионеров: пенсии, несмотря на кризис, проиндексированы на 10-11%. В 2016 году пройдет 4%-ная индексация по всем категориям. Говорил про тарифы ЖКХ, про субсидии, про усиление контроля за управляющими компаниями, но признал: этот вопрос еще очень далек от разрешения. А вот работающим пенсионерам с февраля индексация действительно будет отменена, но только пока они постоянно работают. При окончательном выходе на пенсию начисления должны быть учтены. Вопрос же о повышении пенсионного возраста в России до сих пор окончательно не оформлен и не проработан, так что и обсуждать нечего.

Живо волнуют многих и всевозможные сборы с автомобилистов, начиная «Платоном» и заканчивая платными парковками в столице и платной трассой Москва – Питер, которую уже признали самой дорогой в Европе. Равняемся на европейцев, хотя уровень жизни в России вряд ли с Европой сопоставим. Справедливы ли такие поборы с автомобильного сообщества?

Тема сложная. Если брать парковки, по словам президента, в любом мегаполисе иначе решить проблему не удается. Просто ценники нужно выставлять исходя из реалий. Московские власти приняли такое решение, однако депутаты муниципалитетов и районов вправе вмешаться и с ним не согласиться. Но москвичи, которые живут рядом с такими парковками и пользуются ими бесплатно, вряд ли что-то имеют против, заверил Путин. А самое важное – доходы от парковок идут целиком и полностью в доходную часть местных районных бюджетов.

«Все сборы, которые поступают от так называемой системы «Платон», все сто процентов, идут не кому-то в карман, они идут в Дорожный фонд Российской Федерации, до последней копейки, и оттуда все эти сборы поступают на дорожное строительство в регионах Российской Федерации. Хочу, чтобы вы это услышали».

«Мы в свое время обсуждали с правительством возможность введения такой, либо похожей системы, – продолжил Путин. – А ведь за километраж для большегрузных машин платят в очень многих странах мира. В Белоруссии в семь раз больше, чем предложено в России. Но всё равно мы говорили о том, что при переходе на эту систему может быть отменен транспортный налог. Не отменили. Кстати говоря, по настоянию региональных руководителей, потому что транспортный налог идет в региональный бюджет. Но хотя бы для большегрузов, которые должны платить за пробег, надо это сделать. Я очень рассчитываю на то, что правительство в самое ближайшее время – в начале года – это сделает».

Финальный вопрос Дмитрий Песков отдал Севастополю. Представитель газеты «Новый черноморец» интересовался статусом Севастополя и перспективами развития флота, призывая президента признать, что Севастопольский флот – самый важный в стране. На это Владимир Путин возразил: «Мне трудно согласиться с тем, что Севастополь с военно-морской точки зрения играет более важную роль, чем база во Владивостоке или тем более на Камчатке, где расположен второй наш по значению и по мощи подводный атомный флот с ракетоносцами и со стратегическим ядерным оружием на борту».

И ничего плохого, если регион будет жить не только флотом, но и нащупывать другие точки роста для своего экономического развития. Воспользовавшись данным словом, журналист похлопотал у главы государства о наградных кортиках, а тот и возражать не стал: «А кортики офицерам надо вернуть».

Лучшего финала для пресс-конференции в кризисные времена, пожалуй, и не придумаешь…

Автор:

Назад к новостям

Материалы дня

Владимир Путин оценил скоростные поезда Китая Владимир Путин оценил скоростные поезда Китая

Продолжается визит главы России Владимира Путин в Китайскую Народную Республику, куда он прибыл по п...

Явка на праймериз ЕР показала рекорд Явка на праймериз ЕР показала рекорд

В «Единой России» подвели итоги единого дня предварительного голосования, которое проходило 3 июня в...

Яков КЕДМИ: Будущее России будет зависеть от новой команды Путина Яков КЕДМИ: Будущее России будет зависеть от новой команды Путина

Весеннее солнце пытается нас подбодрить, отвлечь от хмурых мыслей о политической и экономической сит...

Вилли ВИММЕР: Меркель должна изменить свой тон в отношении России Вилли ВИММЕР: Меркель должна изменить свой тон в отношении России

3 апреля бывший парламентский статс-секретарь Минобороны ФРГ, вице-президент Парламентской ассамблеи...

В стране и в мире: Большая пресс-конференция Владимира Путина