Национальный Контроль.

Нужно ли заставлять ребёнка делать уроки

Общество
Нужно ли заставлять ребёнка делать уроки

Фото: shutterstock.com

С наступлением нового учебного года интерес к школе и проблемам обучения, как правило, вырастает в разы. И, конечно, проблема №1 – учеба.

Мы решили попросить поэтессу и певицу Алину Делисс, которая, кстати, хорошо училась в школе, поделиться своими советами по самой злободневной теме наступающего учебного года. И вот что она нам рассказала, а соглашаться с этим или нет, дело каждого.

- Известный психолог Михаил Лабковский не так давно высказал сенсационное мнение: учеба – личное дело ребенка, и подкрепил свое мнение фактами, которые, как я считаю, практически неопровержимы.

Михаил Александрович уверен, что в современном российском обществе школьники находятся в состоянии постоянного стресса: учеба, тестирования для младших школьников, ГИА, ЕГЭ, родители, которые регулярно вопрошают: «Ну, как там в школе?», «Что получил?», «Уроки сделал?». Мало того, что вся школьная жизнь приходится на самый ответственный период жизни человека – подростковый возраст, который и так связан с чрезмерными психологическими и физическими нагрузками, гормональной перестройкой и превращением человека из ребенка во взрослого, так тут еще и школа.

А в школе, как известно, обычно не у всех простые отношения с учителями и одноклассниками (они могут быть круче, популярней, обзываться, унижать и т.д.). Еще программа, тесты, к доске вызывают, на переменах толкаются. Так и дома не лучше – родители хотят, чтоб ты учился, сдавал, не подвел, поступил, оправдал, ведь вся молодость и деньги на тебя потрачены. Поэтому доктор Лабковский предлагает один-единственный выход – оставить своего ребенка в покое, и ни в коем случае не заставлять учиться.

Безусловно, для многих гиперответственных родителей, которые готовы сами клеить, строгать, картины писать и примеры решать, лишь бы не отстал – это не вариант. Их чувство долга принуждает принуждать ребенка к учебе всеми известными способами (в ход идут запугивания, подарки, материальные ценности). Остальным, более адекватным родителям можно сказать следующее: ребенок с первого класса общеобразовательной и любой другой школы должен уяснить главное: учеба – это его дело, он за нее несет ответственность. Всё!

Задали нарисовать птицу счастья, пусть рисует – не надо это делать за него. Не может – его проблема. Получит «неуд», значит, заслужил – не стоит устраивать истерику. Оценка – не показатель знаний (это субъективный критерий, который портит вам настроение или заставляет думать, что ваш ребенок избранный)! И так нужно относиться ко всем предметам (ко всем, даже к математике). Если ребенок не может что-то сделать, у него не получается, он мучается – помогите, но не делайте за него. Потому что потом именно вы будете задаваться вопросом: как заставить его делать уроки. А зачем ему их делать, если вы все время на подхвате и переживаете больше него за успеваемость? Получается, вы сами снимаете за него ответственность за его поступки и перекладываете на собственные плечи, при этом вы в стрессе (вам же надо уроки делать), ребенок в стрессе (вы же его постоянно упрекаете).

Как только ваш ребенок научился ходить, начинается его путь к самостоятельности – он учится самостоятельно есть, чистить зубы, ходить на горшок, одеваться. Учеба в школе – то же самое проявление самостоятельности. При подготовке к школе ребенок должен отчетливо понимать, что ему каждый день придется делать уроки. И, в общем-то, готовясь к школе, ребенок получает задания на дом – прописать буквы, посчитать примеры и т.д. И вот здесь наступает переломный момент: вместо того, чтобы дать своему ребенку от души потренироваться над написанием «палочек» и «галочек», родители хватают ручку и делают это лучше, быстрее и качественнее. Зачем? Хочется потренироваться в прописи – купите и себе тетрадочку! Не надо делать работу за своего ребенка и отбивать у него всяческое желание учиться. Да, писать «палочки» и «галочки» невероятно сложно, считать – тоже не подарок, но и этому необходимо учиться самому.

А еще нужно учиться тому, чтобы учителя воспринимать как авторитет. Маленький ребенок так воспринимает любого взрослого, особенно, если он посещал детский сад. Учитель говорит в конце урока: «Запишите домашнее задание». Дети записывают (в первом классе учитель обычно дублирует это еще раз родителям). Слово учителя в данном случае имеет почти сакральное значение: заданное должно быть сделано. Вмешиваясь в процесс со своим контролем и желанием все сделать, как можно лучше, вы, с одной стороны, подрываете, авторитет учителя, с другой, берете всю ответственность на себя. А должно быть так: совместная работа учителя и ученика.

На все это вы можете мне резонно заметить: а что делать, когда задания, например, по окружающему миру требуют помощи родителя потому, что и ёжику понятно, что ребенок в 1-3 классе не в состоянии написать доклад. Согласна! Замечание верное. Домашние задания в начальной школе как будто специально задуманы для того, чтобы их сделали взрослые. Но и тут можно поступить по-разному: можно взять и скопировать текст из интернета, распечатать и отдать ребенку готовый доклад. А можно купить энциклопедию, вместе посмотреть что-то в интернете – т.е. показать ребенку путь к самостоятельному решению данной проблемы, заинтересовать его работой, следовательно, потратить больше времени на общение с ним, и дать ему возможность хотя бы частично сделать этот доклад самому. Выбор, как поступить, за вами!

В качестве заключения, насилие (а заставить – это значит применить какие методы для того, чтобы человек сделал то, что вам нужно) – плохой способ заинтересовать ребенка чем-либо. Человеческая натура так устроена, что все что навязывается, плохо усваивается и затем отторгается организмом. Остается только ощущение чего-то мало приятного. Лучше дайте ребенку изначально понимание, что в школе он узнает много нового и интересного, выслушивайте его, когда он хочет с вами чем-то поделиться, не ругайте за промахи (а плохие отметки – это и есть его промахи), хвалите за минимальные достижения, не делайте за него домашнее задание, учите нести ответственность за свои поступки и учебу, не сравнивайте его с другими детьми, защищайте его, когда к нему есть претензии со стороны учителей. Ребенку нужно ваше понимание, любовь и поддержка, а вовсе не ваши ежедневные нотации. Тогда его не надо будет заставлять учиться. И главное, найдите вместе с ним увлечение: учеба учебой, а жизненный путь мы выбираем благодаря тому, что нам нравится.


Назад к новостям

Материалы дня

«Семейный код донора»: В Год семьи стартовала всероссийская акция по донорству крови «Семейный код донора»: В Год семьи стартовала всероссийская акция по донорству крови

16 февраля состоялся официальный старт Всероссийской акции «Семейный код донора», флагманского проек...

В Музее ГОНа расскажут о секретах создания автомобилей в России за последние 100 лет В Музее ГОНа расскажут о секретах создания автомобилей в России за последние 100 лет

Музей Гаража особого назначения на ВДНХ совместно с Научно-исследовательским автомобильным и автомот...

В столице наградили победителей и лауреатов Всероссийской акции «Код донора. Наставничество» В столице наградили победителей и лауреатов Всероссийской акции «Код донора. Наставничество»

Награду за вклад в развитие донорского движения и популяризацию донорства получили 88 участников

"Дороги Победы": Просветительство и патриотизм "Дороги Победы": Просветительство и патриотизм

Всероссийская военно-патриотическая программа «Дороги Победы» - уникальный социальный проект, которы...

Нужно ли заставлять ребёнка делать уроки