Национальный Контроль.

Российский авиапром – точки роста

Технологии
Российский авиапром – точки роста

Российская авиационная промышленность унаследовала от Советского Союза все основные «фирмы» – конструкторские бюро, занимавшиеся созданием пассажирских самолетов, за исключением КБ Антонова, которое осталось на Украине.

Советский Союз полностью удовлетворял потребности национальных авиаперевозчиков в пассажирских
и транспортных самолетах, а также в серьезных объемах их экспортировал. Одной из приоритетных целей создания Объединенной авиастроительной корпорации было сохранение научно-технического потенциала наших разработчиков и значительное увеличение производства пассажирских самолетов и самолетов специального назначения.

производство и поставки новых российских пассажирских и транспортных самолетов в 2010–2014 гг

Рассматривая период с момента создания ОАК в 2007 году, видно, что на протяжении 2007–2010 годов годовые объемы выпуска не превышали
10­15 подобных самолетов. Лишь в 2012 году предприятия корпорации выпустили чуть более двух десятков пассажирских и транспортных самолетов. А в
2013 году уже было выпущено 36 новых лайнеров. Рост продолжился в 2014 году – из сборочных производств российских заводов вышло 43 пассажирских и транспортных самолета. Конечно, такой объем выпуска гражданских самолетов смотрится более чем скромно на фоне сотни и более в год боевых самолетов. Однако здесь принципиален рост. И тут необходимо немного вернуться назад.
На рубеже конца 1980­х – начала 1990­х годов советская и потом российская авиационная промышленность готовилась к началу серийного производства пассажирских самолетов нового поколения. Фирма Туполева создала ближнемагистральный самолет Ту­334, который должен был заменить устаревший Ту­134; на средних дистанциях узкофюзеляжные Ту­204 и Ту­214 должны были заменить один из массовых советских пассажирских самолетов Ту­154. Ту­334 и Ту­204/214 были в многом унифицированны, что позволяло в короткие сроки освоить их серийное производство. КБ Ильюшина, имея опыт создания и эксплуатации первого советского аэробуса Ил­86, вводило в эксплуатацию уже дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет Ил­96, а для региональных авиалиний предлагался турбовинтовой Ил­114. В КБ Яковлева велись работы по глубокой модернизации пассажирского самолета Як­42Д.
К сожалению, по тем или иным причинам этим планам не было суждено свершиться. Аэрофлот получил 6 Ил­96, от которых отказался в 2014 году. Несколько Ил­96 эксплуатировались в авиакомпаниях «Домодедовские авиалинии» и «КрасЭйр», но после их банкротства самолеты не нашли новых хозяев. Самолеты Ту­204/214 в чуть больших объемах производились и поступали в эксплуатацию в разные авиакомпании: «Дальавиа», «ВладивостокАвиа», «Кавминводы», «Трансаэро», но этих авиакомпаний нет.
Вместе с тем в настоящее время основным эксплуатантом отечественных пассажирских самолетов в различных специальных вариантах является Специальный летный отряд Управления делами Президента. В его авиапарке самолеты Ил­96, Ту­204, Ту­214 в вариантах «борт № 1», «салон», «самолет­ретранслятор», «специальный узел связи» и другие. Как ни парадоксально, но другой авиакомпанией, которая летает на наших Ил­96 и Ту­204, является кубинский национальный авиаперевозчик Cubana. В России основной авиакомпанией, эксплуатирующей Ту­204, является Red Wings.
Теперь необходимо расшифровать, что за самолеты начали производиться предприятиями ОАК в постоянно увеличивающихся объемах.
Во­первых, в отечественной авиационной промышленности появился новый игрок с новым продуктом – это «Гражданские самолеты Сухого» и его региональный самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ100). Стоместный региональный самолет SSJ100 был создан в КБ Сухого, которое выделило производство пассажирского самолета в отдельное юридическое лицо. Производство агрегатов SSJ100 и его сборка
происходит в Комсомольске­на­Амуре, Новосибирске, Воронеже, Ульяновске и Казани. Для российских авиакомпаний самолет передается в Жуковском, для иностранных – в Венеции. В производстве SSJ100 используется большое количество иностранных систем и комплектующих в рамках международной кооперации. Такой подход был использован в целях создания конкурентоспособного пассажирского самолета для международных рынков. После Аэрофлота, законтрактовавшего 30 SSJ100 и уже получившего 24 самолета в версии FULL, другим основным эксплуатантом наших самолетов является мексиканская авиакомпании InterJet. Во флоте InterJet 19 самолетов SSJ100, число которых по твердому контракту будет доведено до 30 лайнеров. Наши самолеты превосходно себя зарекомендовали на Американском континенте в крайне интенсивной эксплуатации. В 2014 году было собрано 34 самолета SSJ100, что на 10 бортов больше, чем в 2013­м. В уходящем, 2015 году было собрано 17 Superjet. Сокращение объемов производства связано с необходимостью приведения в соответствие плана выпуска самолетов с числом твердых контрактов. Избыток ресурсов компания ГСС направит на улучшение процесса производства. На текущий момент собрано, включая опытные образцы, 102 единицы SSJ100. В дальнейшем по обновленному бизнес­плану компании ГСС ежегодно будет выпускать в среднем по 30 самолетов SSJ100. В 2015 году авиакомпаниям будет поставлено 27 бортов, а в 2016­м –
31 SSJ100. Одновременно создана версия самолета SBJ для VIP­перевозок и начата работа над проектированием версии увеличенной пассажировместимости – Stretched Version, рассчитанной на перевозку 120­125 пассажиров. Первые поставки Stretched Version запланированы на 2020 год. В 2015 году
Аэрофлот заявил о планах увеличить парк SSJ100 до 50 самолетов. Крупный заказ на российские SSJ100 разместила ирландская авиакомпания CityJet, которая планирует приобрести 15 самолетов с опционом еще на 16 бортов. В 2016 году планируется поставка двух SSJ100 в VIP­версии для королевских ВВС Таиланда, которые будут использоваться для перево­зок членов королевской семьи.
Во­вторых, оставшийся объем произведенных в 2014 году пассажирских и транспортных самолетов распределился следующим образом.
В Воронеже на ВАСО было произведено три новых пассажирских региональных самолета Ан­148­100Е, поставлено заказчикам шесть единиц. Там же на ВАСО был поднят в небо прошедший переоборудование в пассажирскую специальную версию самолет Ил­96­400Т.
На Казанском авиационном заводе (филиал
ОАО «Туполев») были построены два Ту­214 в специальных версиях.
В Ульяновске на «Авиастар­СП» были построены первые два серийных транспортных самолета Ил­76МД­90А, первый из которых сдан заказчику –
Минобороны России. В 2017–2018 годах завод планирует выйти на годовой темп выпуска самолетов Ид­76­МД­90А в размере 12­15 бортов. Кроме того, ожидается возобновление выпуска пассажирского самолета Ту­204СМ – самой совершенной модификации Ту­204.
Таким образом, предприятия ОАК в 2014 году произвели и облетали 41 новый пассажирский и транспортный самолет, что на 25% больше, чем в
2013 году. Заказчикам были переданы 36 новых самолетов – в полтора раза больше, чем в 2013 году. Еще два пассажирских самолета Ан­140­100 были собраны на невходящем в ОАК самарском авиазаводе «Авиакор», эти самолеты поступили в Мин­обороны России. Общий итог 2014 года: произведено 43 новых самолета, сдано заказчикам – 38. В планах ОАК на 2015 год была поставка до 60 коммерческих самолетов. Год только завершился, и вскоре последуют уточненные данные по производству новых и поставкам заказчикам пассажирских и транспортных самолетов, включая специальные версии в интересах госзаказчиков. Но сомнений, что план будет выполнен, нет.
В­третьих, 2016 год должен явить общественности новый отечественный пассажирский магистральный самолет МС­21. Он разрабатывается в ОКБ Яковлева, входящем в состав корпорации «Иркут». Самолет создается с большим использованием композитных материалов, его окончательная сборка происходит на Иркутском авиазаводе. По последним данным, выкатка первого летного образца МС­21 должна состояться в первом полугодии 2016 года, а его первый полет запланирован на конец текущего года. Ближнесреднемагистральный пассажирский самолет МС­21 предлагается для авиакомпаний с российскими двигателями ПД­14, испытания которого в настоящее время Объединенная двигателестроительная корпорация осуществляет на летающей лаборатории Ил­76ЛЛ, или с американскими двигателями Pratt&Whitney PW­1400G. Будут созданы две версии перспективного пассажирского самолета: МС­21­300 вместимостью 160­211 мест и МС­21­200 вместимостью 130­176 мест. Корпорация «Иркут» в настоящее время имеет заказ на 273 лайнера, из которых 175 твердые. Примечательно, что стартовым заказчиком МС­21 является наш Аэрофлот. МС­21 должен стать прорывным продуктом международного класса в своей нише. Он заменит широко распространенный в нашей стране Ту­154, при этом самолет обеспечит низкие операционные расходы за счет применения новых достижений в аэродинамике, двигателестроении, использования новых систем и материалов. МС­21 будет одним из самых комфортных в своем классе за счет самого широкого фюзеляжа и улучшенного микроклимата.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию и внешние санкции, российский авиапром уверенно увеличивает объемы производства, насыщая новыми и модернизированными самолетами нашу армию, иностранные ВВС, а также отечественные и зарубежные авиакомпании.

Автор:

Назад к новостям

Материалы дня

О пользе съемки Земли из космоса О пользе съемки Земли из космоса

Космическая съемка различных территорий Земли помогает получать информацию о пожарах, проводить анал...

Россия стала законодателем трендов в развитии блокчейн-технологий Россия стала законодателем трендов в развитии блокчейн-технологий

Нынешний год ознаменовался развитием проектов на основе блокчейн-технологии в сфере интеллектуальной...

Ростех обеспечит послепродажное обслуживание самолетов МС-21 Ростех обеспечит послепродажное обслуживание самолетов МС-21

Госкорпорация станет основным оператором материально-технического послепродажного обслуживания магис...

Инновация МИСиС обеспечит российский авиакосмос суперлегкими деталями Инновация МИСиС обеспечит российский авиакосмос суперлегкими деталями

Материаловеды вуза разработали инновационный и экономичный способ производства, обеспечивающий получ...

Российский авиапром – точки роста