Национальный Контроль.

Дмитрий Медведев: Россия не должна исчезнуть из «высшей лиги» мирового авиастроения

Актуально
Дмитрий Медведев: Россия не должна исчезнуть из «высшей лиги» мирового авиастроения

Фото: Олег Кусов

Корреспондент "НК" присутствовал на презентации "авиалайнера будущего" МС-21 в Иркутске

«Круто!», - сказал премьер-министр России Дмитрий Медведев, возможно, даже не подозревая, что этим словом он выразил чувства нескольких тысяч участников презентации. За несколько минут до этого из глубины огромного полутёмного ангара, разделенного занавесом, к нам выкатился самолёт 21 века – МС-21-300. Эти первые сто публичных метров лайнер преодолел под этюд ре-диез-минор Скрябина в исполнении Дениса Мацуева, аккуратно остановившись у трибуны с гостями презентации.

Торжественная церемония выкатки нового авиалайнера прошла 8 июня по месту его сборки - на Иркутском авиазаводе, филиале Публичного акционерного общества «Корпорация «Иркут»», входящего в Объединенную авиастроительную корпорацию.

- Россия не должна исчезнуть из «высшей лиги» мирового авиастроения… Сегодняшнее событие подтверждает, что мы способны создавать такие машины, которые не только продвигают вперед наше авиастроение, но и будут конкурировать с другими самолётами, - подчеркнул премьер-министр.

По сути, в его словах прозвучала заявка, что отныне Россия намерена бороться в мировой «высшей лиге» за призовые места. Конечно, в первоначальных планах - утвердиться на отечественном рынке авиаперевозок. МС-21 должен в течение нескольких лет полностью заменить устаревшие по многим параметрам пассажирские Ту и Илы. Но одновременно новый российский лайнер начнёт конкурентную борьбу на мировом рынке, где соперники у него посолиднее – американский Boeining семейства 737 (NG, MAX-7, MAX-8), французский Airbus семейства 320 и канадский Bombardier CS 300. Эксперты отмечают, что мировой рынок среднемагистральных узкофюзеляжных самолётов насыщен продукцией. Производить и продавать пассажирские самолёты сегодня очень прибыльно для любой страны. Американцы и французы держат здесь лидерство много лет, но появление МС-21 не может их не озадачить. У российского лайнера есть явные преимущества.

Эксперты обращают внимание на принципиальные плюсы нового отечественного самолёта. МС-21 вместимее, чем Boeining и Airbus. Предполагается, что в нашем лайнере будут размещены 211 пассажиров, а ныне в американском аналогичного класса умещаются 189, во французском – 180, в канадском – 135. В МС-21 шире кресла и проход, чем у конкурентов, что очень важно – это не только комфорт пассажиров, но и более быстрая загрузка и выгрузка пассажиров, сокращающая время обслуживания в аэропорту. Таким образом, эксплуатация МС-21 будет более экономичной. К этому надо прибавить, что у нашего лайнера будет стоять двигатель нового поколения (сейчас установлен PW1400G американской компании Pratt&Whitney, но через два года его должны заменить аналогичным по характеристикам пермским двигателем ПД-14). Это значит, что экономия средств возрастёт и здесь - за счёт сокращения промежутка техобслуживания.

Расход топлива у МС-21 станет ниже, чем у иностранных аналогичных моделей, за счёт применения уникального композитного крыла, которое позволит повысить аэродинамические характеристики лайнера. Словом, тем авиаперевозчикам, кто привык считать деньги и заботиться о качестве обслуживания, МС-21 обязательно понравится.

МС-21 – не первый самолёт, произведённый с нуля в России. В 2008 им стал Sukhoi Superjet 100. Но новому лайнеру он не конкурент, поскольку дальность полета Sukhoi Superjet 100, в зависимости от модификации, составляет от 3048 до 4578 км. МС-21 способен преодолеть без дозаправки 5500 км. К тому же, по словам специалистов, Sukhoi Superjet 100 «посажен на иглу импортных компонентов» - их в лайнере около 80%. В новом российском самолёте ситуация гораздо выигрышнее. По словам заместителя генерального директора Иркутского авиазавода Сергея Яманова, в новой машине примерно 30% импортных комплектующих. Но и эта доля будет существенно снижена после того как на самолёте установят пермский двигатель – эта часть машины содержит чуть ли не 25% всех компонентов. Отказаться полностью от импортных комплектующих сегодня ни одной стране не под силу – самолёт должен пройти международную сертификацию, которая невозможна с деталями, в свою очередь тоже не сертифицированными международными организациями. В любом случае, по прогнозам специалистов, в ближайшие годы российский парк самолётов может обновиться за счёт этих двух лайнеров на 80%.

Сергей Яманов познакомил журналистов, прибывших на презентацию, с планами предприятия по производству МС-21.

- В этом году будет произведено четыре машины – и все для испытаний. Но как-то по-человечески жалко вторую (она уже в стадии сборки – прим. О.К.). Именно этот самолёт подвергнется сильному воздействию – корпус будет облеплен всевозможными устройствами, которые начнут проверять его на прочность, буквально разрывая наш лайнер в клочья, - не без эмоций пояснил замгендиректора ИАЗа.

Испытания пройдут в подмосковном городе Жуковском в нынешнем году. В Летно-исследовательском институте им. М.М. Громова уже построен для этого специальный ангар.

Сегодня мощности Иркутского авиазавода позволяют производить 10 новых самолётов МС-21 в год. С 2020 года предприятие станет собирать до 20 лайнеров ежегодно, с 2023 г. – по 70. Каталожная цена МС-21 – около 90 млн. долларов. Первые поставки заказчикам начнутся в конце 2018 года. Уже подписаны 175 т.н. твёрдых контрактов (с получением аванса). Основной заказчик – «Аэрофлот». Проект нового самолёта – это помощь для всей отрасли в стране.

Иркутский авиазавод уже оснащён современной технологией, но производство МС-21 требует если не расширения цехов, то их дальнейшей модернизации. Пока сборка нового пассажирского самолёта соседствует с участками, на которых изготавливаются военные Су и учебно-тренировочные Як-130 и Як-152. В ближайшем будущем производственная территория МС-21 преобразится. Подписано соглашение с компанией DURP Systems GmbH Aircraft and Technology Systemsо о строительстве на площадях ИАЗ линии окончательной сборки, для чего предстоит выполнить перепланировку и полную реконструкцию заводских цехов.

- Этот проект позволил «перевооружить» многие предприятия Объединенной авиастроительной корпорации, - рассказал журналистам президент ОАК Юрий Слюсарь. – Помимо Иркутского авиазавода, средства вложены в предприятия в Ульяновске, Воронеже, Казани. Благодаря этому проекту созданы новые центры, которые участвуют в создании компонентов для МС-21. Например, это замечательное композитное крыло – самое большое в своём классе - создано в «АэроКомпозит-Ульяновске». Проект МС-21 – это ещё и инвестиции, помощь со стороны государства. Порядка 100 млрд. рублей вложено в проект. 80% из них мы получили от государства в виде разной помощи и 20 млрд. – это средства ОАК.

По его словам, с 2019 года новый самолёт будет предложен силовым ведомствам. Им можно заменить Ту-154, Ту-134, Як-42, которые ныне активно используются Минобороны, ФСБ и МЧС. Из МС-21 несложно сделать и транспортный вариант, выпилив большую боковую дверь.

Первому самолёту МС-21 присвоено имя выдающегося советского авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева.

Иркутск – Москва




Автор:

Назад к новостям

Материалы дня

«История российской внешней разведки в лицах» «История российской внешней разведки в лицах»

В Доме Российского исторического общества состоятся два мероприятия, объединённые одной темой – исто...

Матвиенко навестила детей, больных раком Матвиенко навестила детей, больных раком

Сегодня, 15 февраля, в Международный день детей больных раком, Председатель Совета Федерации РФ Вале...

Место крушения Ан-148 изучают беспилотники Место крушения Ан-148 изучают беспилотники

Продолжает поступать информация об авиакатастрофе в небе над Раменским районом в Подмосковье

Пхенчхан-2018: Русский медведь на Олимпиаде Пхенчхан-2018: Русский медведь на Олимпиаде

Евгения Тарасова и Владимир Морозов впервые выступили в короткой программе

Дмитрий Медведев: Россия не должна исчезнуть из «высшей лиги» мирового авиастроения