Как говорится в распространенном пресс-службой Московского экономического форума сообщении, Роскосмос решил не продолжать разработку перспективного ракетного комплекса с возвращаемой первой ступенью. Из проекта Федеральной космической программы (ФКП) на 2016–2025 годы, направленного на согласование в министерства, исключена опытно-конструкторская работа под шифром ЛЭК-ВРБ по созданию многоразовой первой ступени. В более раннем, докризисном варианте ФКП на эту работу планировалось направить 12,5 млрд рублей. Стартовую инфраструктуру для возвращаемой первой ступени планировали строить за счет средств ФЦП «Развитие российских космодромов на период 2016–2025 годов».
Константин Бабкин, председатель Федерального Совета ВПП «Партия дела», президент ООО «Новое Содружество» и ассоциации «Росагромаш»:
«Правильно, я считаю. Скептически наблюдаю за стараниями Илона Маска. Не стОит его овчинка выделки.
Для того, чтобы мягко вернуть первую ступень на землю, нужно топливо, причём с запасом. Чтобы это топливо применить, его надо вместе с ракетой поднять километров на сто и разогнать до двух километров в секунду. Для этого нужно потратить топливо. Ракета получается более крупная, чем одноразовая.
Потом, по нормальному, если не издеваться над траекторией, первая ступень улетает на пару тысяч километров от места старта, причём каждый раз в другое место, в зависимости от задания. Везти пустую бочку на базу это тоже затраты.
Если возвращать её прямо своим ходом из полёта в точку старта, то получается неоптимальная траектория. Это тоже снижает эффективность.
Далее, надёжность. После возвращения двигатель и все системы нужно перебирать, тестировать, — где что прогорело, где что растряслось от вибрации. Это всё ручная работа, на конвейер её не поставишь...
Далее, одно дело двигатель, рассчитанный на несколько минут работы, другое дело рассчитанный на много циклов, на длительное использование. Первый имеет право, скажем, на десятой минуте прогореть. Поэтому в нём можно применять более напряжённые режимы работы, можно применять так называемые абляционные материалы, которые, испаряясь, не дают камере сгорания перегреваться выше определённого значения. В многоразовом двигателе всё должно быть по-другому, в щадящем режиме, без испарений и прогораний. Это означает больше веса, меньше эффективности, больше топлива...
Потом, ещё ограничения по погоде в месте приземления ступени и прочие нюансы.
Не думаю, что американцы получат какую-то экономию. Пиаром они занимаются.
А то, что наши не повелись на эту схему, не стали в гонку включаться, это хорошо. Денег сэкономят. Поддерживаю.
Пусть ракета остаётся одноразовой машиной. Это как-то соответствует её природе.
Всё-таки наши в ракетах больше понимают, чем американцы».
Он расскажет о признанных профессионалах и молодых специалистах, получивших образование в сфере рест...
Познакомиться с историей основания и развития Москвы, погрузиться в семейную хронику династии Романо...
В январе 2024 года строители завершили остекление двух зданий – корпуса №1 с общей аудиторией и библ...
Всероссийская военно-патриотическая программа «Дороги Победы. Путешествия для школьников» реализуетс...
20 Июня 2018
16 Июня 2017
24 Февраля 2016
2 Мая 2017