6% предприятий малого и среднего бизнеса экспортируют свою продукцию за рубеж

Что и куда экспортируют малые предприниматели, почему далеко не все стремятся выйти на внешний рынок

В конце декабря 2017 года независимое исследовательское агентство MAGRAM Market Research провело IV волну Индекса ОПОРЫ RSBI — ежеквартального исследования бизнес-настроений малого и среднего бизнеса, организованного Опорой России совместно с Промсвязьбанком.

Помимо основных вопросов, присутствующих в каждой волне, в конце 2017 года в исследование был добавлен «экспортный блок»: предпринимателей спросили, что и куда они экспортируют или почему не выходят на внешние рынки.

Согласно опросу, в сегменте малого и среднего бизнеса экспортерами являются 6% всех компаний-респондентов. 

NB! Остальные данные считаются только от числа респондентов, работающих на экспорт (т.е. от 6%).

По географии деятельности компании-экспортеры распределились следующим образом (вопрос допускал несколько вариантов ответов):
61% поставляет свою продукцию/услуги в страны СНГ, Таможенного союза и бывших республик СССР, включая Прибалтику, и 48% — в страны т.н. «дальнего зарубежья».

Практически половина компаний (48%) поставляет на экспорт конечную продукцию, еще 22% экспортируют услуги. 16% занимаются дистрибуцией (поставляют товары и услуги, произведенные другими компаниями), 11% экспортируют компоненты для производства конечной продукции и 13% — сырье или материалы для дальнейшей переработки.

Причины, по которым компании МСБ не выходят на зарубежные рынки достаточно разнообразны (вопрос допускал несколько вариантов ответов):
• 46% говорят о том, что их бизнес связан непосредственно с местом его нахождения и не предполагает более широкого распространения;
• 10% отмечают, что за рубежом на их продукцию/услуги нет спроса;
• высокую конкуренцию, другие стандарты производства или оказания услуг назвали по 9% респондентов;
• столько же опрошенных считают, что стоимость и характеристики их продуктов/услуг неконкурентоспособны на зарубежных рынках;
• 7% респондентов находят свои продукты/услуги интересными для зарубежных рынков, но не знают, как и кому их предложить;
• 3% не занимаются экспортом из-за различных законодательных или бюрократических сложностей.


Дополнительная информация
Из компаний-экспортеров:
• 11% занимаются экспортом менее одного года;
• 33% — от года до пяти лет;
• От пяти до десяти лет — 24% и 
• Более десяти лет — 33% компаний.

Изначально планировали бизнес для экспорта продукции/услуг 29% респондентов.

58% стали экспортерами в процессе роста компании.

Еще 12% затруднились с ответом.

В опросе приняли участие владельцы и топ-менеджмент 2810 компаний сектора МСБ из 24 регионов России.

Возврат к списку