Национальный Контроль.

В МПГУ открылась выставка студенческих акварелей и графики

Культура
В МПГУ открылась выставка студенческих акварелей и графики

Фото: работы студентов - участников выставки

Экспозиция творческих работ студентов 2 курса по дисциплине «Учебная практика (пленэр)» представляет зрителю результат работы в смешанном очно-дистанционном режиме и призвана показать ряд преимуществ такого обучения

По признанию самих ребят, работать было сложно, но интересно. Основной графической техникой, которую использовали студенты, согласно программе, стала акварель. По счастливому совпадению, эта техника оказалась чрезвычайно творчески близка и руководителю пленэра – Ксении Викторовне Макаровой, члену МОСХ России и Московского союза художников (секция книжной графики).

«Несмотря на доступность и распространенность, техника акварели остается загадочной и непостижимой для многих, как любителей, так и профессиональных художников. При кажущейся легкости этот материал, по рождению связанный с водой, своей непокорностью и стихийностью создает немало проблем для тех, кто пренебрегает необходимостью его терпеливого изучения», - поясняет кандидат педагогических наук, профессор кафедры рисунка К.В. Макарова, которая, наряду с заведующим кафедрой профессором Р.Ч. Барцицем, является руководителем и идейным вдохновителем проекта. «Акварель – техника особая, непростая, она так же многообразна и индивидуальна, как многообразны и индивидуальны почерки людей. Высокая концентрация энергии, самообладание, ясная мысль, четкая задача и тонкое чувство воды, красок, бумаги – качества живописца, необходимые для воплощения образа в прихотливой акварельной живописи».

Поскольку эпидемиологическая обстановка была сложной, первую учебную неделю решено было работать онлайн. На вводном занятии студентов познакомили с основными техниками акварели (по-сырому, алла-прима, лессировка, пуантилизм, смешанная техника), показав работы наиболее известных старых и современных отечественных и зарубежных авторов. Далее были даны образцы для копирования, и по каждому из пяти заданий проводились дистанционные консультации в виде анализа работ.

Следующая неделя проходила в очном режиме. Каждое задание предполагало выезд на одну или несколько локаций в рамках Москвы и области – Воробьевы горы, парк «Измайлово», Китай-город, набережная Тараса Шевченко в Москва-Сити, Новодевичий монастырь и Сергиев Посад.

И уж тут любые заданные темы для пленэра – «небо», «вода», «храмы», «улицы Москвы» – каждый видел, осмысливал и воплощал по-своему, выражая в нежной водной технике свою индивидуальность и особый взгляд. Чтобы передать прелесть русского пейзажа в ход шли маленькие мазки, лессировки либо техника живого движения воды, требующая определенной смелости и проворства.

По окончании второй недели студенты самостоятельно работали над заданиями, которые, помимо вышеупомянутых тем, предполагали работу над растительными мотивами, фрагментами леса, сельским пейзажем и копию анималистического рисунка. Подробнее хотелось бы остановиться на нескольких занятиях по анималистическому рисованию, которые проходили непосредственно в зоологическом музее.

Руководитель пленэра добавляет: «Анималистический рисунок – жанр, который, к сожалению, недооценивается в современном художественном мире, и недостаточно представлен в художественно-педагогическом образовании. Между тем, у этого жанра огромные перспективы – как творческие, так и воспитательные. В наше время, в силу многих обстоятельств, все более важную роль начинает играть нравственно-эстетическое и экологическое воспитание школьников – будущих подопечных студентов ХГФ МПГУ. Детям, да и взрослым тоже (это никогда не поздно) необходимо прививать бережное отношение к природе, а нравственность и милосердие в современном понимании предполагают гуманное и уважительное отношение не только к человеку, но и ко всем представителям животного мира. Кроме того, мы должны развивать в студентах и детях чувство прекрасного, умение видеть красоту во всем многообразии форм живой природы.

Конечно же, анималистический рисунок – это прежде всего работа с движущейся натуры, сверхсложная задача для художника. Но, только приступая к этой теме, мы начали работу с изображения музейных экспонатов, на примере которых знакомились с особенностями формы, фактуры поверхности тела и движений животных. Получив азы изобразительной грамоты, студенты в дальнейшем смогут рисовать натуру в движении. (Кстати, многие это уже успешно попробовали, изобразив своих домашних питомцев). Работая в анималистическом жанре, студенты применяли и уже знакомую им акварель, и еще множество разнообразных графических техник – карандаш, уголь, сепию, сангину, мел, тушь, линер и маркер, использовали цветную и тонированную бумагу, предоставив вниманию зрителей множество интересных графических работ».

Проведенная практика позволила ребятам познакомиться с творчеством мастеров, освоить навыки работы на пленэре, а также раскрыть свои творческие способности. Будем надеяться, что юные участники выставки – Дана Бронникова, Александра Жигаева, Ксения Соколова, Лидия Рыжакова, Владимир Филиппов, Александра Шурова – еще займут свое достойное место среди художников и педагогов. Ведь их работы отражают природу и сделаны по законам достаточно редкого в современном мире, самого честного и потому самого сложного направления искусства – РЕАЛИЗМА.


Назад к новостям

Материалы дня

Светлая сторона культуры Светлая сторона культуры

В последнее время много пишется о темной стороне культуры, и поводы для этого действительно есть. И ...

Премьера спектакля-невидимки “Белые Ночи” на сцене театра им. М. Булгакова Премьера спектакля-невидимки “Белые Ночи” на сцене театра им. М. Булгакова

29 и 30 апреля в Музее-театре «Булгаковский Дом» зрителей ждет уникальный спектакль-невидимка "...

В Культурном центре «Елизавета Мамонтова» состоялась презентация анимационного проекта «Живые Мемории» В Культурном центре «Елизавета Мамонтова» состоялась презентация анимационного проекта «Живые Мемории»

Государственный музей-заповедник «Абрамцево» выступил партнером первой серии цикла «Живых Меморий», ...

В МПГУ открылась выставка студенческих акварелей и графики