По признанию самих ребят, работать было сложно, но интересно. Основной графической техникой, которую использовали студенты, согласно программе, стала акварель. По счастливому совпадению, эта техника оказалась чрезвычайно творчески близка и руководителю пленэра – Ксении Викторовне Макаровой, члену МОСХ России и Московского союза художников (секция книжной графики).
«Несмотря на доступность и распространенность, техника акварели остается загадочной и непостижимой для многих, как любителей, так и профессиональных художников. При кажущейся легкости этот материал, по рождению связанный с водой, своей непокорностью и стихийностью создает немало проблем для тех, кто пренебрегает необходимостью его терпеливого изучения», - поясняет кандидат педагогических наук, профессор кафедры рисунка К.В. Макарова, которая, наряду с заведующим кафедрой профессором Р.Ч. Барцицем, является руководителем и идейным вдохновителем проекта. «Акварель – техника особая, непростая, она так же многообразна и индивидуальна, как многообразны и индивидуальны почерки людей. Высокая концентрация энергии, самообладание, ясная мысль, четкая задача и тонкое чувство воды, красок, бумаги – качества живописца, необходимые для воплощения образа в прихотливой акварельной живописи».
Поскольку эпидемиологическая обстановка была сложной, первую учебную неделю решено было работать онлайн. На вводном занятии студентов познакомили с основными техниками акварели (по-сырому, алла-прима, лессировка, пуантилизм, смешанная техника), показав работы наиболее известных старых и современных отечественных и зарубежных авторов. Далее были даны образцы для копирования, и по каждому из пяти заданий проводились дистанционные консультации в виде анализа работ.
Следующая неделя проходила в очном режиме. Каждое задание предполагало выезд на одну или несколько локаций в рамках Москвы и области – Воробьевы горы, парк «Измайлово», Китай-город, набережная Тараса Шевченко в Москва-Сити, Новодевичий монастырь и Сергиев Посад.
И уж тут любые заданные темы для пленэра – «небо», «вода», «храмы», «улицы Москвы» – каждый видел, осмысливал и воплощал по-своему, выражая в нежной водной технике свою индивидуальность и особый взгляд. Чтобы передать прелесть русского пейзажа в ход шли маленькие мазки, лессировки либо техника живого движения воды, требующая определенной смелости и проворства.
По окончании второй недели студенты самостоятельно работали над заданиями, которые, помимо вышеупомянутых тем, предполагали работу над растительными мотивами, фрагментами леса, сельским пейзажем и копию анималистического рисунка. Подробнее хотелось бы остановиться на нескольких занятиях по анималистическому рисованию, которые проходили непосредственно в зоологическом музее.
Руководитель пленэра добавляет: «Анималистический рисунок – жанр, который, к сожалению, недооценивается в современном художественном мире, и недостаточно представлен в художественно-педагогическом образовании. Между тем, у этого жанра огромные перспективы – как творческие, так и воспитательные. В наше время, в силу многих обстоятельств, все более важную роль начинает играть нравственно-эстетическое и экологическое воспитание школьников – будущих подопечных студентов ХГФ МПГУ. Детям, да и взрослым тоже (это никогда не поздно) необходимо прививать бережное отношение к природе, а нравственность и милосердие в современном понимании предполагают гуманное и уважительное отношение не только к человеку, но и ко всем представителям животного мира. Кроме того, мы должны развивать в студентах и детях чувство прекрасного, умение видеть красоту во всем многообразии форм живой природы.
Конечно же, анималистический рисунок – это прежде всего работа с движущейся натуры, сверхсложная задача для художника. Но, только приступая к этой теме, мы начали работу с изображения музейных экспонатов, на примере которых знакомились с особенностями формы, фактуры поверхности тела и движений животных. Получив азы изобразительной грамоты, студенты в дальнейшем смогут рисовать натуру в движении. (Кстати, многие это уже успешно попробовали, изобразив своих домашних питомцев). Работая в анималистическом жанре, студенты применяли и уже знакомую им акварель, и еще множество разнообразных графических техник – карандаш, уголь, сепию, сангину, мел, тушь, линер и маркер, использовали цветную и тонированную бумагу, предоставив вниманию зрителей множество интересных графических работ».
Проведенная практика позволила ребятам познакомиться с творчеством мастеров, освоить навыки работы на пленэре, а также раскрыть свои творческие способности. Будем надеяться, что юные участники выставки – Дана Бронникова, Александра Жигаева, Ксения Соколова, Лидия Рыжакова, Владимир Филиппов, Александра Шурова – еще займут свое достойное место среди художников и педагогов. Ведь их работы отражают природу и сделаны по законам достаточно редкого в современном мире, самого честного и потому самого сложного направления искусства – РЕАЛИЗМА.
В последнее время много пишется о темной стороне культуры, и поводы для этого действительно есть. И ...
15 декабря 2022 г. во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре (ВХНРЦ) име...
29 и 30 апреля в Музее-театре «Булгаковский Дом» зрителей ждет уникальный спектакль-невидимка "...
Государственный музей-заповедник «Абрамцево» выступил партнером первой серии цикла «Живых Меморий», ...
9 Апреля 2017
28 Марта 2018
23 Декабря 2016
15 Декабря 2017