Национальный Контроль.

Юрий Розум: Любовь к музыке как основа всего

Добро
Юрий Розум: Любовь к музыке как основа всего

Фото: Фотобанк НК

В больших российских городах и в малых поселках за Уральским хребтом одинаково часто на свет появляются творчески одаренные дети. Еще великий Гёте писал, что человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант, но немногих из этих детей ожидало такое счастье. Очень часто юное дарование остается один на один со своим талантом и, не получив необходимой поддержки, навсегда зарывает его в землю.

В больших российских городах и в малых поселках за Уральским хребтом одинаково часто на свет появляются творчески одаренные дети. Еще великий Гёте писал, что человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант, но немногих из этих детей ожидало такое счастье. Очень часто юное дарование остается один на один со своим талантом и, не получив необходимой поддержки, навсегда зарывает его в землю.

Чтобы поддерживать такие таланты, в 2005 году был создан Международный благотворительный фонд Юрия Розума, о деятельности которого мы побеседовали с его создателем и идейным вдохновителем, народным артистом России, профессором Российской академии музыки им. Гнесиных Юрием Розумом.

Юрий Александрович, что вас натолкнуло на идею создания фонда?

– Истоки фонда лежат значительно глубже официальной даты его возникновения. Идея создать организацию, которая бы помогала талантливым детям, во мне жила не одно десятилетие. Во время гастролей по бескрайнему Советскому Союзу и позже по России я постоянно сталкивался с ситуацией, когда талантливый ребенок, не будучи поддержанным и не будучи контролируемым, начинает скатываться по наклонной плоскости. Ведь по сути – это даже не талант, а потенциал, который, как внутренний огонь, может осветить путь, а может сжечь своего обладателя дотла.

Эти создания имеют очень хрупкую и ранимую душу. Любую творческую неудачу воспринимают как полный крах и, оказываясь в такой ситуации без поддержки, зачастую попадают в объятия улицы со всеми ее пороками и грехами. Много раз случались ситуации, когда я видел, что ребенок без какойлибо опеки и поддержки живет и дышит музыкой – она у него внутри, но на тот момент кроме слов одобрения я ничем не мог помочь. А через дватри года, возвращаясь в этот город, с ужасом узнавал, что ребенок уже лечится от алкоголизма.

Печально, но за рубежом полностью противоположная картина. Если там встречаются настолько одаренные дети, то неважно, где они родились – с ними буквально носится полстраны. Им покупают инструменты, платят стипендию, оказывают всяческую всестороннюю поддержку. К этому ребенку относятся как к национальному достоянию. У нас в России таких детей в сотни раз больше. Я не знаю, чем это вызвано и чем наша страна заслужила подобное счастье, но такие детки растут у нас, как цветы сквозь трещины в асфальте.

И сама жизнь в 2005 году поставила меня перед выбором, когда в Подмосковье нужно было буквально спасать одну детскую школу искусств. Отважившись на такой шаг, я ощутил огромную ответственность, и именно это послужило неким стартовым механизмом, подтолкнувшим меня к созданию благотворительного фонда.

Учреждение фонда было серьезным решением. Но, как известно, в одиночку трудно творить добрые дела. Кто стоял у истоков и какие задачи вы ставили перед собой, создавая благотворительную организацию?

– Осознавая масштабы этого начинания, я понимал: одному мне с ним просто не справиться. К сожалению, на тот момент моих родителей уже не было в живых. Но оставалась ближайшая подруга моей мамы, с которой их связывали самые теплые отношения и которая, принимая самое активное участие в моей творческой жизни, по сути, стала моей крестной матерью. Это была Людмила Зыкина. На тот момент она уже болела и с трудом передвигалась, но заверила, что всецело поддержит меня.

Тогда я кинул клич по всем своим друзьям, на который откликнулись практически все. Первое собрание попечительского совета нам пришлось проводить в Московском гольфклубе. Это был просто парад звезд – Дима Дибров, Коля Басков, Никас Сафронов, серьезные бизнесмены, политические деятели – всех не перечислить. Даже Урсула Зайлер – владелец всемирно известной компании, производящей фортепиано, там присутствовала. Друзья изза рубежа, которые не смогли присутствовать лично, прислали свои видеообращения.

Я рассказал, что мне нужно спасать школу, но создавать фонд только для спасения школы както примитивно, поэтому предложил, собравшись вместе и объединив усилия, делать всё возможное для поддержания российской культуры, сохранения богатых творческих традиций и помощи юным талантам – нашему будущему, которое сегодня нуждается в опеке.

Мое предложение получило одобрение и активную поддержку друзей. Таким образом, 12 апреля 2005 года был учрежден наш благотворительный фонд. На сегодняшний день в состав попечительского совета фонда входят около 50 деятелей искусства, бизнесменов, меценатов и политиков, объединившихся во имя общего благого дела.

Как фонд поддерживает одаренных детей?

– Уже 12 лет мы делаем весьма сложную работу, но не ропщем. К сожалению, мы не всесильны и всем нуждающимся в поддержке помочь не можем, но делаем максимум того, что в наших силах. И даже больше.

Мы оказываем различную поддержку одаренным детям, которых находим, бывая в разных городах и регионах страны. Это материальная помощь для тех, кто становится стипендиатом нашего фонда, а также организация концертов, мастерклассов выдающихся музыкантов, участие в различных проектах фонда. С каждым годом количество стипендиатов не уменьшается, но при этом выплата ежемесячных стипендий не сокращается даже в нынешнее непростое время. Подчеркну, что мы не фонд, который являет собой концертное агентство. В подобных организациях, существующих в огромном количестве, не фонд помогает детям, а дети концертами зарабатывают для фонда. Мы фонд именно благотворительный, который действительно помогает и несет ответственность за каждого из своих стипендиатов. И продолжаем поддерживать их вплоть до поступления в вуз, до начала самостоятельной творческой жизни.

Вы упомянули о проектах. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.

– У фонда множество самых разных проектов. Первый, с которого всё началось, – это Международный фестиваль Высокого искусства «Звездный», стартовавший в 2005 году в Звездном городке. Это выездной фестиваль, задача которого – сохранение культурных традиций и их распространение в местах, отдаленных от центра. В этом фестивале на одной сцене выступают стипендиаты нашего фонда и мировые знаменитости, что подчеркивает его международный статус. Даже в самом первом фестивале принимали участие Зураб Соткилава, Владимир Андреев, Тамара Гвердцители, звезда фламенко Кармен Дель Торрес. Тогда же в состав попечительского совета вошла первая в мире женщинакосмонавт, Герой Советского Союза Валентина Терешкова. Помимо прочего, в рамках «Звездного» проводятся выставки изобразительного искусства, на которых представлены работы Сергея Андрияки, Никаса Сафронова, Даниила Фёдорова.

Еще один интереснейший и важный проект «Дети – детям». Это концерты, возрождающие традиции детской благотворительности. Давнымдавно проходили ярмарки, на которых дети выставляли поделки, сделанные собственными руками. Все вырученные средства передавались детским интернатам, домам ребенка. Организовывая концерты в рамках проекта «Дети – детям», мы сразу говорим своим стипендиатам, на что будут направлены средства от их выступлений. А после концертов привозим их в те детские дома или школы искусств, для которых они работали. Когда дети собственными глазами видят, на что потрачены деньги, какую неоценимую помощь они оказывают своим нуждающимся сверстникам, их мир переворачивается. Они понимают, что способны сотворить маленькое чудо и изменить чтото вокруг себя. Это главная цель проекта, которая объясняет созидательную силу музыки и искусства.

Не менее важна программа «Где рождается искусство». Это проект, направленный на поддержку всеобщего начального музыкального и художественного образования. Начиная с 2007 года он проводится в различных федеральных округах в формате смотрконкурса среди местных детских музыкальных школ, детских художественных школ и детских школ искусств. Поверьте, организация этого процесса – непростое занятие, поскольку проект включает не только творческое состязание, но и мастерклассы, круглые столы, творческие встречи, лекции и галаконцерты с выступлениями знаменитых музыкантов. Во время проведения этого конкурса нам задают очень много вопросов, касающихся системы дополнительного образования, – нужно быть к этому готовым. После таких встреч зачастую приходится бороться, отстаивая на уровне глав субъектов интересы конкретной школы или целого региона. Пока у нас это получается.

Как удается совмещать концертную деятельность, работу на посту президента благотворительного фонда и руководство кафедрой специального фортепиано в Гнесинке?

– В веренице дел уделяешь времени совсем иное значение. Важно успеть всё намеченное, притом что на сон я могу выделить не более трех часов в сутки. Поэтому я очень полюбил самолеты, на борту которых удается выспаться во время длительных перелетов. Если говорить про образовательный процесс, то я не ощущаю себя профессором в полном смысле слова, как мои коллеги по академии. У меня другой подход к преподаванию, отличный от классического академического стиля. Поэтому я не стремлюсь к административным высотам и постам в академии. На мой взгляд, этим должны заниматься люди, имеющие призвание и огромное желание заниматься административной работой.

Завершая беседу, что бы вы сказали всем, кто хочет принять посильное участие в деятельности фонда или стать его стипендиатом?

– За время работы фонда мы оказали поддержку сотням одаренных детей, вывели в свет не одну сотню стипендиатов. Вся наша титаническая работа, все проекты и программы служат одной цели – сделать так, чтобы наша культура, наше искусство и наши традиции не увядали, а процветали. Поэтому мы учим своих воспитанников, как бы ни было трудно, никогда не опускать руки на пути восхождения к своей цели, к своей любви. Потому что, если ты занимаешься музыкой как профессией, это прежде всего дело любви. Это то, что имеет отношение к сердцу, к образу мыслей, к миру твоих чувств. На этом пути всегда будут встречаться сложности и большие обвалы. Но, вставая на эту дорогу, нельзя поддаваться унынию, вопреки жестокости мира, зависти и прочим невзгодам. Идти вперед уверенно, зная, что во главе всего – любовь к своему делу, потому что без любви к музыке ничего не добьешься.


Автор:

Назад к новостям

Материалы дня

Зимний интенсив Московский дом удивительных людей собрал 36 человек Зимний интенсив Московский дом удивительных людей собрал 36 человек

Он проходил с 27 января по 3 февраля на разных площадках столицы

Пациенты детского онкоцентра в Перми познакомятся с IT-профессиями, физикой и основами космонавтики Пациенты детского онкоцентра в Перми познакомятся с IT-профессиями, физикой и основами космонавтики

Инициаторами проекта «Технопарк в онкоцентре» стали благотворительный фонд «Берегиня» и пермское рег...

Сеть «Перекрёсток» присоединилась к благотворительному проекту «Помощь» в качестве генерального партнера в категории «продуктовый ритейлер» Сеть «Перекрёсток» присоединилась к благотворительному проекту «Помощь» в качестве генерального партнера в категории «продуктовый ритейлер»

«Помощь» — это первое в мире мобильное приложение адресной и прозрачной помощи. Благодаря сотрудниче...

Центр «Пространство общения» отмечает день рождения Центр «Пространство общения» отмечает день рождения

Подопечные Центра «Пространство общения» — дети с тяжёлыми нарушениями развития. Его специалисты по...

Юрий Розум: Любовь к музыке как основа всего