Национальный Контроль.

Александр Румянцев: Новый корпус ядерной медицины в Центре Рогачева будет сдан 1 июня 2022 года

Взгляд
Александр Румянцев: Новый корпус ядерной медицины в Центре Рогачева будет сдан 1 июня 2022 года

Фото: фотобанк НК

31 мая в пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла онлайн-конференция академика РАН, президента Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, главного детского онколога-гематолога Министерства здравоохранения Российской Федерации Александра Румянцева. В ходе конференции он рассказал историю создания Центра, который накануне отпраздновал свое 10-летие, международном сотрудничестве и озвучил дату открытия нового корпуса ядерной медицины

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРА

1 июня 2011 года президент России и врачи центра детской гематологии и онкологии открыли новое здание, построенное усилиями ученых-медиков, архитекторов, технологов, врачей, психологов, педагогов, при поддержке благотворителей и родительского сообщества в Москве. Это здание включило в себя научные и лучшие перспективные лечебные практики мирового сообщества в области лечения детей с онкологическими и  гематологическими заболеваниями. Этому предшествовало 20 лет работы. Еще в 1991 году на базах трех больниц в городе Москве: это Российская детская клиническая больница Минздрава России, Морозовская и Измайловская больницы департамента здравоохранения Москвы был организован Институт детской гематологии, ставшей основой создания Центра.

В 2005 году ребенок Дима Рогачев, страдающий тяжелым онкологическим заболеванием, написал письмо президенту с просьбой о встрече. Президент приехал к нему в РДКБ в воскресенье, без сопровождения, и прошел прямо к нему в палату, где они познакомились. Они попили чай с блинами, которые привез Президент и ребенок нарисовал ему в подарок рисунок, на котором изобразил, как ему казалось, больницу будущего. Она очень была похожа на кубик Рубика, разноцветная, не такая, как обычно строились профильные больницы. После этого президент встретился с врачами. Они рассказали о своей идее, об организации в  России инновационного центра, где бы врачи, педиатры, детские хирурги, онкологи и гематологи могли бы одновременно, используя междисциплинарный опыт, помочь пациентам с онкологическими заболеваниями. Президент нас поддержал. Потребовалось пять лет, чтобы его построить и 10 лет мы в нем работаем.

РАБОТА ЦЕНТРА В ЦИФРАХ

Центр является самым крупным в Европе профильным центром онкологии, гематологии и иммунологии, здесь получают лечение более 10 тысяч пациентов в год. В стационаре на улице Саморы Машела проходят интенсивное лечение пациенты, страдающие тяжелыми заболеваниями. Здесь проводят 2.5 тысячи операций высокотехнологичных от нейрохирургии до трансплантации костей, суставов, печени и  250 трансплантаций костного мозга в год. Это значит, что каждый день, кроме субботы и воскресенья, идут в плотном технологическом режиме трансплантации. Мы имеем за городом центр для реабилитации, где 2,5 тысячи человек – пациентов, выздоровевших от рака и членов их семей, проходят медицинскую реабилитацию.

И, самое главное, что он стал национальным исследовательским центром, который руководит всеми структурными подразделениями в РФ, где лечатся дети с онкологическими и гематологическими заболеваниями. Это позволило нам в достаточно короткий период организовать лечение детей по единым стандартизированным протоколам – все дети от Владивостока до Калининграда лечатся одинаково, теми же методами, что и в Москве. С помощью телекоммуникационных связей мы ведем контроль за пациентами в стране. Мы также договорились, что страдающие онкологическими заболеваниями могут получить второе мнение, касающееся онкологического диагноза, его визуализации. Мы проводим от 7 до 10 тыс. консультаций в год. Самым важным является то, что нам удалось благодаря этому повысить число выздоровлений, или, как говорят в медицине, выживаемость больных детей до 82% в России. Речь идет о пациентах, которые имеют безрецидивное течение свыше 5 лет.

Это очень серьезное достижение, потому что такие результаты имеют ведущие страны в мире, но наши пациенты получают лечение бесплатно в рамках госгарантий, это является достижением России. Работа поддержана Всемирной организацией здравоохранения и ООН. Мы сейчас вместе с коллегами из других стран организовали Евроазиатское сообщество, в которое вошли 15 стран Европы и Азии. Наш центр является учебной базой, где готовят кадры. Сейчас в Центре работает институт постдипломной подготовки, мы готовим специалистов по 18 специальностям, в том числе для субъектов Федерации и дружественных стран. Таким образом, центр продолжает свое развитие.

НОВЫЙ ЯДЕРНЫЙ КОРПУС

Сейчас на территории Центра строится корпус ядерной медицины для детей. Он будет сдан, как мы думаем, 1 июня будущего года. Уже ведутся отделочные работы. Там будет установлен циклотрон с производством радионуклидов для специальных исследований, например, для позитронно-эмиссионной микроскопии для детей, для лечебных целей. Там будет специализированное отделение нейроонкологи и, для пациентов с опухолями головного мозга, специализированная операционная для операций на голове и шее. Также в новом корпусе будет создан сертифицированный центр клеточных технологий, который позволит тиражировать наши наработки в Российской Федерации.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Медицинские технологии не защищены патентами. Мир договорился, что все методы, которые могут излечить пациента, должны быть сразу же интегрированы, поэтому мы широко сотрудничаем с зарубежными коллегами и также широко транслируем методы в другие страны.

Еще в 1991 году мы организовали кооперированное многоцентровое клиническое исследование по острому лимфобластному лейкозу. В 1999 году к нам присоединилась Белоруссия, потом Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Армения и сегодня, например, кооперированная группа по острому лейкобластному лейкозу является одной из самых крупных кооперированных групп в мире. Мы соревнуемся, в хорошем смысле слова, с немецкой и американской кооперированными группами. То есть мы используем такие технологии, при которых пациенты не подвергаются селекции, а также не ведется отбор врачей. В 59 регионах России мы проводим такую работу по стандартизированным протоколам.

Благодаря таким кооперированным исследованиям исчезает селекция исполнителей. Те данные, которые мы получаем, являются международно признанными, зарегистрированными в международном списке исследований, они проводятся во всем мире. Недавно наши коллеги, которые проводят эту работу, сделали такой расчет и показали, что 85% детей, которые получают разработанные в России протоколы лечения для пациентов с острым лимфобластным лейкозом, выздоравливают. Это выдающееся достижение. Как вы понимаете, оно касается не центра им. Д. Рогачева, а России и наших дружественных стран, с которыми используется так называемый российский протокол.

В течение 30 лет мы сотрудничаем с крупнейшими международными клиниками, работающими в нашей области. Один из них – Святого Иуды в Мемфисе, США. Это первый в мире центр, который работает на благотворительные средства,  самый крупный и самый продвинутый госпиталь в мире. Мы сотрудничаем с этим госпиталем больше 25 лет. Больше 90 наших сотрудников прошли в нем стажировку. Мы - единственная структура, с которым институт проводит совместные исследования по реабилитации пациентов, выздоровевших от рака.

Мы также сотрудничаем с гарвардской медицинской школой в Бостоне, онкологическим центром Кетеринг в Нью-Йорке. Работаем и с ведущими клиниками Германии - это клиника Шарите в Берлине, клиника им. Александра Гумбольдта в Франкфурте-на-Майне. Кроме того, среди наших партнеров - австрийский госпиталь Святой Анны и австрийский университет. Это Институт рака во Франции, Шнайдер Центр в Израиле. Ведется работа с Национальным детским центром в Японии.

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ

Мы стремились к тому, чтобы наши сотрудники соответствовали западным профессиональным стандартам. На Западе есть особая специальность - детский врач онколог-гематолог. То есть это врач, совмещающий две специальности, потому что 50% онкологических заболеваний у детей – крови и иммунной системы. То есть их лечили всегда гематологи. И примерно 40 лет назад эти две специальности объединили сначала в США, потом в англоязычных странах с американской идеологией, а 2004 года эту традицию переняло европейское сообщество. Европа стала делать такие же специальности. Можно сегодня сказать о том, что нам тоже это удалось. С 5 февраля 2021 года был подписан специальный приказ “о Порядке помощи детям с онкологическими заболеваниями”, где главным специалистом стал педиатр-онколог-гематолог. Это врач, который будет лечить и онкологических, и гематологических больных.

Кроме того, мы добились, что в ординатуре по детской онкологии/гематологии или резидентуре, как говорят в западных странах, учатся не два, а три года. Мы фактически имеем две специальности в педиатрии. Это педиатр, который должен иметь сертификат педиатра, а потом получать трехлетнюю подготовку по гематологии и онкологии. Процесс этот непростой и медленный. Теперь мы должны довести это до новой специальности.

Врач онколог-хирург он видит пациента неделю - две. Врач радиолог, который проводит лучевую терапию – 2-3 недели, пока проводит лечение. А врач онколог-гематолог – все время с того момента, когда говорит «здравствуйте» до того момента, как снимает с учета. На это уходит 5 лет. Он 5 лет ведет семью. Поэтому он должен иметь очень хорошую подготовку в области гематологии, онкологии и иммунологии.

ПЛАНЫ

Мы - большая страна с большой протяженностью, у нас работает 12 федеральных центров по онкологии, гематологии, где есть наша служба. В регионах есть профильные отделения в краевых, областных и республиканских больницах. Задача состоит в том, чтобы оборудовать эти все подразделения по единому стандарту, образцу. Порядок оказания помощи, подписанный 5 февраля 2021 года министром здравоохранения РФ, вступает в полном объеме с 1 сентября 2022 года. После этого должна начаться стандартизация, нужно взять время, чтобы подготовиться. В этом документе представлены все опции, которые должны быть в каждом учреждении. Думаю, по коечному фонду этого достаточно. Но по внутреннему содержанию, оснащению, придется перестраиваться, потому что мы движемся с невероятной скоростью, обмен информацией происходит постоянно. Изменения в нашей области происходят через 2,5 года. Как только ты отстал, ты отстал навсегда. Поэтому речь о том, чтобы соответствовать мировому уровню и лучшим практикам, а доступность пациентов к лечению должна быть в субъектах по единому стандартизованному протоколу.


Назад к новостям

Материалы дня

Уникальная операция на сердце проведена в Центре Шумакова Уникальная операция на сердце проведена в Центре Шумакова

Пациенткой стала девочка-подросток из Ижевска. Проблемы с сердцем у Дарьи начались с рождения: еще д...

Благотворительная ярмарка в Хохлах Благотворительная ярмарка в Хохлах

Вот и наступила новогодняя пора, самое волшебное время. В преддверии Рождества не стоит забывать, чт...

Москва – добрый город Москва – добрый город

Этот девиз является основным в работе мэра и социального блока Правительства Москвы, а подкрепляется...

Мурашко: Проблем с производством и поставками лекарств нет Мурашко: Проблем с производством и поставками лекарств нет

Производство и поставки препаратов и медицинских изделий продолжаются в плановом режиме

Александр Румянцев: Новый корпус ядерной медицины в Центре Рогачева будет сдан 1 июня 2022 года