Это своеобразный публичный отчет о многолетней истории реставрации древнейшей иконы – выставка подробно рассказывает о труде пяти поколений реставраторов Центра имени академика И.Э. Грабаря, бережно сохранявших драгоценный образ.
В 1915 году перед историками и реставраторами стояло два вопроса - как сохранить почти утраченный памятник и как раскрыть подлинную живопись XII века. За 858 лет своего бытования икона претерпела более 20 вмешательств (в среднем, памятники живописи претерпевают их по 3-4). В результате она фактически превратилась, по выражению искусствоведа Александра Анисимова - ближайшего соратника Игоря Грабаря, - в «археологическую руину» и оказалась «закованной» многократными поздними слоями.
По словам исполнителя исследований и научно-реставрационных работ Александра Горматюка, «особую сложность процесса раскрытия составляли не только многочисленные вмешательства, но и своеобразие, необычайная тонкость авторского красочного слоя».
Длительное время исследователи считали, что подлинная живопись безвозвратно утрачена. Однако, благодаря последовательной работе нескольких поколений реставраторов , развитию реставрационных методик и появлению новых технических возможностей, реставраторы смогли освободить подлинную живопись от многовековых обновлений.
Весь этот долгий путь и показан на выставке «Икона XII века «Богоматерь Боголюбская». 100 лет исследований - ответы реставрации». Дополняют экспозицию уникальные фотографии и редкие документы из архивов ГЦХРМ-ВХНРЦ, Государственной Третьяковской галереи, Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Выставка будет работать до 26 февраля 2016 года в помещении Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря (улица Радио, дом 17, корпус 6) .
Вход по предварительной записи с 11 до 16 часов.
************
Образ Боголюбской иконы знаменует важную историческую веху рождения современного российского государства. В середине XII века благоверный Великий князь Андрей Георгиевич, предвидя крах Киевско-Новгородской Руси, решил перенести столицу из увядающего Киева в Ростово-Суздальскую Русь. Церковное предание гласит, что на подъезде к городу Владимиру лошади княжеского поезда встали, и, как их ни понукали, они не сдвинулись с места. Князь разбил здесь шатер, улёгся на ночлег, и ночью было ему явление самой Царицы Небесной. Князь Андрей, получивший прозвище Боголюбский, повелел написать икону, изобразив Пречистую Деву такой, какой она явилась ему в ту ночь. На месте явления Богородицы князь Андрей построил свою резиденцию, монастырь с церковью, а поодаль, на заливных лугах – церковь Покрова Богородицы на Нерли.
Автор: Анна Куликова
В последнее время много пишется о темной стороне культуры, и поводы для этого действительно есть. И ...
15 декабря 2022 г. во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре (ВХНРЦ) име...
29 и 30 апреля в Музее-театре «Булгаковский Дом» зрителей ждет уникальный спектакль-невидимка "...
Экспозиция творческих работ студентов 2 курса по дисциплине «Учебная практика (пленэр)» пред...
12 Июня 2017
13 Октября 2016
24 Октября 2016
12 Декабря 2016