В подмосковных Луховицах, которые известны своими огурцами, находится основная производственная площадка российской самолетостроительной корпорации «МиГ» (РСК «МиГ»). Как известно, сама фирма Микояна находится в Москве, а конструкторские идеи по развитию и глубокой модернизации одного из самых массовых легких истребителей МиГ-29 воплощаются в металл в Луховицах.
Созданный в конце 1970-х годов и поступавший на вооружение отечественных ВВС истребитель МиГ-29 до сих пор остается эффективной боевой машиной. Благодаря удачному сочетанию хорошей аэродинамики, легкости в управлении и широкой номенклатуры вооружения, МиГ-29 появился практически по всему миру, включая страны Южной Америки, Африки, Азии и Европы. Примечательно, что МиГ-29 состояли некоторое время на вооружении люфтваффе (ВВС ФРГ) после объединения Германий. США приобрели в странах СНГ некоторое количество МиГ-29 для использования в отработке тактики борьбы с российскими истребителями.
«Свыше 1600 легких истребителей МиГ-29 состоит на вооружении ВВС России и еще 25 государств мира». По данным РСК «МиГ»
В настоящее время после России самым массовым эксплуатантом МиГ-29 является Индия. Строевые индийские МиГ-29 проходят глубокую модернизацию в вариант МиГ-29UPG, которую обеспечивает РСК «МиГ» и другие российские предприятия. В результате чего новый МиГ получает обновленную бортовую РЛС и возможность применения современных авиационных ракет и средств воздушного поражения. Авиация индийских Военно-морских сил приобрела корабельные МиГ-29К/КУБ для оснащения созданного в России авианосца «Викрамадитья» (бывший авианесущий крейсер «Адмирал Горшков»). По сообщениям СМИ, в прошлом году начал реализовываться новый экспортный контракт на поставку в одну из стран Ближнего Востока другой продвинутой модификации МиГ-29 – МиГ-29М/М2. Почти 50 новейших истребителей МиГ-29М/М2 для этой страны – это самый крупнейший экспортный контракт РСК «МиГ» в постсоветское время. Он позволит загрузить производственные мощности как в подмосковных Луховицах, так и на Нижегородском авиазаводе «Сокол», который с прошлого года стал филиалом РСК «МиГ».
В середине 2000-х годов РСК «МиГ» приступила к разработке и серийному выпуску семейства унифицированных многофункциональных истребителей поколения 4++. В основе данной работы – глубокая модернизация МиГ-29. Внешне для непрофессионалов новые истребители похожи на МиГ-29, но это только на первый взгляд. Истребители этого семейства имеют высокую степень унификации по конструкции, силовой установке, бортовым системам, радиоэлектронному оборудованию и вооружению.
Первым в этом семействе появился истребитель корабельного базирования МиГ-29К/КУБ. Он предназначен для решения задач ПВО корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, поражения надводных и наземных целей управляемым высокоточным оружием днем и ночью в любых погодных условиях. Самолет выполняет трамплинный взлет с авианесущего корабля и посадку с зацеплением хвостовым гаком за аэрофинишеры. Корабельный МиГ может осуществлять дозаправку в воздухе однотипного самолета. МиГ-29К/КУБ поставлены на экспорт для вооружения индийского авианосца «Викрамадитья», а также включены в состав авиакрыла российского авианесущего крейсера «Адмирал флота Кузнецов». Российские корабельные МиГи приняли боевое крещение во время похода российских кораблей к берегам Сирии. МиГ-29К/КУБ, взлетая с палубы «Адмирала флота Кузнецова», наносили высокоточные удары по целям ИГИЛ (запрещенного в России).
Сухопутный вариант МиГ-29М/М2, созданный на базе МиГ-29К/КУБ, в прошлом году начал поставляться в одну ближневосточную страну.
«Рособоронэкспорт подписал самый крупный контракт за всю историю военно-технического сотрудничества, по которому мы должны поставить больше 50 самолетов МиГ-29М/М2 (...) Это загрузит мощности нашего объединенного предприятия и Луховиц, и Нижнего Новгорода до 2020 года», – сообщил заместитель руководителя РСК «МиГ» Алексей Бескибалов.
Одноместный МиГ-29М и двухместный МиГ-29М2 представляют собой многофункциональные фронтовые истребители с повышенной дальностью полета, увеличенной боевой нагрузкой и расширенной номенклатурой бортового вооружения, работающего по земле и по воздуху. У самолета улучшенные двигатели РД-33МК с увеличенной тягой и бездымной камерой сгорания. По желанию заказчика МиГ-29М/М2 могут оснащаться модификацией двигателя РД-33МК со всеракурсным отклоняемым вектором тяги, что обеспечивает самолету решающее преимущество в маневренном воздушном бою.
Многие могли видеть воочию возможности такого сочетания истребителя и двигателя с отклоняемым вектором тяги во время ряда авиасалонов МАКС в пилотаже опытного истребителя МиГ-29ОВТ. На истребителе установлена многофункциональная многорежимная импульсно-доплеровская бортовая радиолокационная станция (БРЛС) «Жук-МЭ», выпускаемая корпорацией «Фазотрон-НИИР». По сравнению с БРЛС предыдущего поколения, «Жук-МЭ» имеет больший диапазон углов обзора по азимуту, увеличенную вдвое дальность обнаружения, меньшую массу и более высокую надежность. БРЛС «Жук-МЭ» обеспечивает сопровождение до 10 воздушных целей и одновременный обстрел ракетами четырех из них.
И, наконец, третий тип самолета в этом семействе – многофункциональный истребитель МиГ-35. Его мировая презентация состоялась 27 января 2017 года в Луховицах, где присутствовали делегации 30 зарубежных государств: Индии, Перу, Китая, Вьетнама, стран Латинской Америки, Ближнего Востока, Средней Азии, Европы и СНГ и др.
Накануне в ходе видеоконференции президенту России Владимиру Путину был представлен доклад о начале летных испытаний нового многофункционального истребителя МиГ-35. Владимир Путин поздравил с важным событием конструкторов, инженеров, рабочих, летчиков, которые принимали участие в процессе создания и испытаниях самолета.
«Новейший многофункциональный истребитель МиГ-35 обладает улучшенными летно-техническими характеристиками, оснащен самым современным вооружением, вы знаете это лучше меня, готов и способен сопровождать сразу от 10 до 30 целей, работает не только по поверхности земли, но и по морю. Это действительно интересная, уникальная машина, можно сказать – «4++», приближается к пятому поколению», – отметил Владимир Путин.
Новый истребитель МиГ-35 спроектирован специально для ведения боевых действий в условиях конфликтов повышенной интенсивности, в условиях высокой плотности ПВО. Высокие показатели достигнуты благодаря установке нового бортового комплекса обороны, новой оптико-локационной станции и сниженной радиолокационной заметности. Увеличено с шести до восьми количество точек подвески, что позволяет МиГ-35 применять современные и перспективные образцы авиационных средств поражения.
Новейшее бортовое оборудование в сочетании с перспективным вооружением позволяет истребителям МиГ-35 решать широкий круг задач, среди которых:
– завоевание господства в воздухе в противоборстве с истребителями четвертого и пятого поколений;
– перехват существующих и разрабатываемых средств воздушного нападения;
– нанесение ударов высокоточным оружием по наземным и надводным целям без входа в зону ПВО – днем и ночью, в любых погодных условиях;
– ведение воздушной разведки с использованием оптико-электронных и радиотехнических средств;
– участие в групповых действиях и выполнение функций воздушного пункта управления авиационными группировками.
При разработке МиГ-35 повышенное внимание уделено улучшению эксплуатационных характеристик:
– существенно повышена надежность самолета, двигателя и авионики;
– увеличен срок службы и ресурс;
– возрос межремонтный ресурс двигателей;
– стоимость летного часа МиГ-35 почти в 2,5 раза ниже, чем у МиГ-29;
– МиГ-35 рассчитан на эксплуатацию по техническому состоянию.
На торжественной церемонии презентации МиГ-35 заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин отметил: «Это первая презентация 2017 года в сегменте боевой авиации, впереди у нас презентация и первый полет магистрального пассажирского самолета МС-21, летом мы поднимем в воздух легкий военно-транспортный самолет Ил-112. Это говорит о том, что потенциал боевой авиации и конструкторов российских авиационных компаний может быть развернут на выпуск высококачественной конкурентной гражданской авиационной техники. Россия – великая авиационная держава, и сегодня мы имеем серьезное подтверждение этого факта».
Главком Воздушно-космических сил России Виктор Бондарев дал высокую оценку новому истребителю и подтвердил перспективы использования МиГ-35 в Вооруженных силах России: «Огромное вам спасибо за столь прекрасное детище, которое еще раз подтвердило, что лучше самолетов, чем в России, нет больше в мире. Многофункциональный истребитель, который может работать как по земле, так и по морю, и по воздуху, может вести маневренные воздушные бои. Я с гордостью хочу сказать, что мы с удовольствием будем брать эти самолеты – они нам нужны».
После презентации российские и иностранные гости смогли наблюдать эффектный полет МиГ-35 в рамках программы испытаний. Старший шеф-пилот РСК «МиГ» Михаил Беляев и летчик-испытатель Станислав Горбунов продемонстрировали летные возможности нового истребителя и пообщались с гостями презентации.
«Самолет, решающий такое количество задач, – новейший совершенный самолет, вершина семейства самолетов МиГ. Созданный на отработанной, зарекомендовавшей себя платформе, он будет востребован в военно-воздушных силах как внутри страны, так и за рубежом. Мне кажется, что проект ждет яркая судьба, хотел бы пожелать успеха ему и всем нам», – сказал президент ПАО ОАК Юрий Слюсарь.
Автор: Саид АМИНОВ
В четверг, 10 февраля, в 21:09:37 по московскому времени совместные расчеты российских и европейских...
О проверке готовности войск для решения задач по борьбе с коронавирусной инфекцией объявил министр о...
1 марта 2018 года Президент России Владимир Путин обратился с ежегодным посланием к Федеральному Соб...
В рамках программы летных испытаний машины на Улан-Удэнском авиационном заводе холдинга "Вертол...
28 Февраля 2018
2 Июня 2017
10 Апреля 2020
17 Ноября 2017