Национальный Контроль.

Валерий Токарев: Перспективы коммерческого космического туризма нужно использовать уже сегодня

Общество
Валерий Токарев: Перспективы коммерческого космического туризма нужно использовать уже сегодня

Фото: Алексей Соловьев

8 апреля в Музее военной истории «Стрелецкие палаты» Российского военно-исторического общества летчик-космонавт РФ номер 91, Герой России, космонавт, глава легендарного Звёздного городка Валерий Иванович Токарев провёл открытый урок «Космос – это мы. Гагаринский урок».

12 апреля в рамках Международного Дня космонавтики такие уроки, приуроченные к первому полету человека в космос, прошли во всех российских детских садах и школах, а также в образовательных учреждениях и российских центрах науки и культуры в 81 стране мира.

Корреспонденту «НК» удалось задать Валерию Токареву несколько вопросов о сегодняшнем положении России в международном освоении космоса.

- Валерий Иванович, скептики утверждают, что Россия уступила лидирующие позиции в освоении космоса. Вы согласны с этим? Или же речь идет о кооперации и сотрудничестве сразу нескольких стран, о чем свидетельствует работа Международной космической станции?

- Кооперация в освоении космоса, действительно, присутствует. И родилась она не сегодня. Довольно плотная кооперация с Соединенными Штатами Америки и со странами Евросоюза началась с момента создания, подготовки и запуска на орбиту Международной космической станции – с 1998 года.

А еще раньше сотрудничество в космосе между СССР и США началось в 1976 году, когда произошла стыковка российского и американского космических кораблей в рамках программы «Союз-Аполлон». Но тогда был лишь отдельный эпизод встречи на орбите. Реальное же сотрудничество началось с МКС в 1998 году и продолжается до сих пор. В ее работе участвуют 16 стран.

Что касается лидерства, то утверждать, что Россия в космосе его утратила, нельзя. Надо понимать, что есть пилотируемый космос, а есть непилотируемый. Мы запускаем не только спутники, но и пилотируемые космические корабли. И в этом позиции свои не сдавали. На данный момент пилотируемые космические корабли появились у Китая. США разрабатывает сразу несколько проектов новых космических кораблей. Но обогнать нас пока никому не удалось.

Можно лишь говорить о том, что на ближайшее будущее у России нет крупных разработок в космосе – это, действительно, так. Некоторое отставание проявляется в том, что в ближайшие несколько лет у нас не появится новых пилотируемых космических кораблей. На это требуется довольно длительное время.

Конечно, по большому счету, на орбиту российским космонавтам сейчас нужно летать на совершенно других, более современных, космических аппаратах.

Мы по сей день отдаем должное гению и самоотверженности первых советских ракетостроителей, проектировщиков и изобретателей космических аппаратов, которые в 60-е годы прошлого столетия создали для СССР мощную техническую базу для освоения космоса. Ее плодами мы пользуемся до сих пор.

- Полеты в космос требуют больших финансовых вложений и затрат. Скептики убеждены, что у России в современных экономических условиях не достаточно денег на эти цели. Каково ваше мнение на этот счет?

- Нет, я абсолютно не согласен. Вероятно, эти люди не владеют в достаточной мере предметом разговора. Мы за гораздо меньшие деньги, чем наши зарубежные партнеры, можем осуществлять космические проекты. Потому что подготовленных специалистов у нас больше, несмотря на то, что их ряды поредели. Но, все же, остаются те, кто сохранил свои знания и навыки в космолетостроении и готов их передавать молодежи. И отрадно видеть, что есть и молодые люди, которые горят желанием трудиться в сфере освоения космоса.

Еще раз повторю, что мы в России можем создавать новую космическую технику при определенном желании и определенной воле гораздо дешевле, чем зарубежные коллеги.

- Валерий Иванович, как вы считаете, могут ли полеты космических кораблей на орбиту стать прибыльными и окупаемыми, с коммерческой точки зрения?

- Конечно, могут.

- За счет чего?

- За счет привлечение частного капитала. Давно уже пора его привлекать в данную сферу. В свое время НАСА выделило 5 млрд долларов США для того, чтобы привлечь частный капитал к проектированию и запуску на орбиту космических кораблей. В течение нескольких последующих лет эти 5 млрд привлекли 100 млрд. долларов США. Сейчас в США частные инвесторы - Ричард Брэнсон, Илон Маск - вкладывают деньги в разработку и реализацию частных космических программ. Они запускают частные ракеты и космические корабли на орбиту.

- Но дела у них идут не всегда гладко. Космические корабли и шаттлы взрываются при старте…

- Зато они смогли создать новый ракетоноситель, совершенно иного уровня, чем было раньше. Кроме того, они доказали, что могут успешно сажать первую ступень без парашютов. Но в освоении космоса на таких скоростях ничего не бывает просто. Этот процесс всегда и у всех идет сложно. Везде бывают потери. Я считаю, что они – молодцы и показали очень хороший пример. Нам нужно ориентироваться на них и перенимать успешный опыт.

- Ваше мнение о перспективах развития космического туризма? Будут ли востребованы частные коммерческие полеты на орбиту?

- Они уже востребованы. Желающих очень много. В том числе и тщеславных людей, которые имеют большие деньги и готовы заплатить немалую сумму за туристический полет на земную орбиту. Я считаю, что перспективы у коммерческого космического туризма есть уже сегодня. Просто их нужно использовать.


Автор:

Назад к новостям

Материалы дня

«Семейный код донора»: В Год семьи стартовала всероссийская акция по донорству крови «Семейный код донора»: В Год семьи стартовала всероссийская акция по донорству крови

16 февраля состоялся официальный старт Всероссийской акции «Семейный код донора», флагманского проек...

В Музее ГОНа расскажут о секретах создания автомобилей в России за последние 100 лет В Музее ГОНа расскажут о секретах создания автомобилей в России за последние 100 лет

Музей Гаража особого назначения на ВДНХ совместно с Научно-исследовательским автомобильным и автомот...

В столице наградили победителей и лауреатов Всероссийской акции «Код донора. Наставничество» В столице наградили победителей и лауреатов Всероссийской акции «Код донора. Наставничество»

Награду за вклад в развитие донорского движения и популяризацию донорства получили 88 участников

"Дороги Победы": Просветительство и патриотизм "Дороги Победы": Просветительство и патриотизм

Всероссийская военно-патриотическая программа «Дороги Победы» - уникальный социальный проект, которы...

Валерий Токарев: Перспективы коммерческого космического туризма нужно использовать уже сегодня