Довольно длительный срок подготовки программы обусловлен несколькими факторами.
Во-первых, ФКП – очень важный документ. В частности, Федеральный закон РФ «О космической деятельности» (статья 8, п. 1) определяет, что «Федеральная космическая программа России является долгосрочным плановым документом, на основании которого формируется государственный заказ на создание, изготовление и использование космической техники в научных и социально-экономических целях». Иными словами, ФКП определяет вектор развития отечественной космонавтики и ракетно-космической промышленности страны на десятилетие. В наших условиях это огромный горизонт планирования.
Во-вторых, проект программы потребовал корректировок и сложных согласований, обусловленных кризисными явлениями последних лет.
Первоначальный проект ФКП-2025 был представлен в Правительство РФ в декабре 2014 года. Он предусматривал выделение бюджетного финансирования в объеме 2,1 трлн руб., и ещё 250 млрд руб. предполагалось привлечь из внебюджетных источников. В данный проект, в частности, было заложение создание ракеты-носителя сверхтяжёлого класса для полётов человека к Луне и Марсу.
В ходе последовавшего согласования с заинтересованными ведомствами (включая Минфин РФ) проект ФКП-2025 претерпел существенные изменения. Бюджет программы был существенно урезан из-за всем известных проблем с финансированием. За последние полтора года секвестирование проводилось несколько раз. В результате на реализацию утвержденной ФКП-2025 предполагается выделить 1706,5 млрд руб., из них 1406,0 млрд руб. (82,4% от общего объема) – из федерального бюджета, а 300,5 млрд руб. (17,6%) – из внебюджетных источников. К последним отнесены: собственные средства предприятий отрасли (примерно 7,1 млрд руб., или 0,4% от общего объема финансирования ФКП); средства от космической связи (231,5 млрд. рублей или 13,6%); средства от услуг по дистанционному зондированию Земли (ДЗЗ, 49,3 млрд руб. или 2,9%). Запуски астронавтов по международным пилотируемым программам должны принести в бюджет ФКП 12,6 млрд руб. (0,7%).
Средства, выделяемые из федерального бюджета, будут распределены между несколькими крупными блоками. На пилотируемую программу планируется израсходовать 393,7 млрд руб. (или 28%) бюджетного финансирования, на решение задач ДЗЗ – 311,9 млрд руб. (22%), на разработку и закупку средств выведения (ракеты-носители и разгонные блоки) – 198,5 млрд руб. (14%). На закупку космических аппаратов планируется израсходовать 158,8 млрд руб. (11%), на фундаментальные космические исследования – 143,2 млрд руб. (10%), на космическую связь – 87,4 млрд руб. (6%). На различные научно-исследовательские работы, мероприятия по импортозамещению, на повышение качества и надёжности изделий ракетно-космической техники выделено 112,5 млрд руб (8%).
Дальнейшее сокращение расходов, выделяемых из федерального бюджета, не планируется. «… В конце марта я утвердил программу на десять лет по космосу. Мы сокращать ее не планируем», — заявил председатель Правительства России Д.А.Медведев, выступая с отчетом в Госдуме 19 апреля.
Что же получит страна в результате реализации данной масштабной программы?
В период 2016-2025 годов на орбиту будет выведено 44 спутника связи, при этом число аппаратов-ретрансляторов на геостационарной орбите достигнет девяти. Пропускная способность системы персональной спутниковой связи увеличится в 1,3 раза и превысит 3,8 Гбит в сутки, а число эквивалентных стволов связи вырастет в 1,5 раза.
В области ДЗЗ планируется добиться качественного и количественного роста. В период действия ФКП-2025 на орбиты будут выведены 43 космических аппарата данного назначения, которые позволят обеспечить периодичность наблюдения районов чрезвычайных ситуаций не реже трёх раз в сутки. Новая оптико-электронная аппаратура наблюдения улучшит пространственное разрешение снимков вдвое – с 1 м в настоящее время до 0,5 м – к 2025 году. Доля поверхности земного шара, охваченная непрерывным гидрометеорологическим контролем, должна достичь к 2020 году 98%. Поставлена задача повысить периодичность обновления данных ДЗЗ на всю территорию России сверхвысокого разрешения (менее 1 м) с 1 раза в два – три года до 1 раза в год.
В период ФКП-2025 предполагается возобновить отечественную лунную программу, приостановленную 40 лет назад, запустив к нашей небесной соседке станции «Луна-Глоб», «Луна-Ресурс-1», «Луна-Ресурс-2» и «Луна-Грунт». На программу выделено 38,6 млрд руб. В результате, будут изучены районы южного полюса Луны, как с орбиты, так и с ее поверхности. Также на Землю планируется вернуть образцы лунного грунта из приполярной области.
Настоящий прорыв намечен в направлении фундаментальной науки. Для выполнения исследований астрофизических объектов в рентгеновском и ультрафиолетовом гамма– и миллиметровом диапазонах электромагнитного спектра предполагается создать отечественные космические обсерватории «Спектр-Р», «Спектр-РГ» и «Спектр-УФ». Только на эту задачу планируется выделить 37,2 млрд руб.
Намечено развёртывание космических систем для глобального стереообзора Солнца, контроля солнечной активности и космической погоды с использованием космических аппаратов «АРКА», «Интергелио-Зонд» и «Резонанс». На данную подпрограмму выделено 18,6 млрд руб. Предусмотрено активное российское участие в международной кооперации по исследованию планет Солнечной системы в рамках проектов «ЭкзоМарс» и «Экспедиция-М». На эти цели будет израсходовано 28,5 млрд руб.
На изучение комбинированных эффектов невесомости и ионизирующей радиации на живые организмы с использованием спутников «Бион-М» должно быть выделено 20,3 млрд руб.
Пилотируемый компонент ФКП-2025 ориентирован, в первую очередь, на продолжение эксплуатации Международной космической станции (МКС), для чего на комплексе предполагается провести свыше 240 экспериментов по исследованию физико-химических процессов и материалов в условиях космоса, по исследованию Земли, исследованиям человека и космической биологии и биотехнологии, по изучению технологии освоения космического пространства и по другим направлениям.
С целью завершения формирования российского сегмента МКС до 2019 года планируется запуск многоцелевого лабораторного МЛМ, узлового модуля УМ и научно-энергетического модуля НЭМ. В 2021 году планируется начать лётно-конструкторские испытания перспективного транспортного корабля нового поколения (ПТК НП) «Федерация». Его первая стыковка с МКС намечена на 2023 год, а штатная эксплуатация – с 2024 года.
Всего для достижения запланированного состава орбитальной группировки к 2026 году необходимо запустить 155 автоматических космических аппаратов, пилотируемых и грузовых кораблей (в среднем 16 миссий в год). Для этого будут изготовлены 115 ракет-носителей (30 – тяжёлого, 77 – среднего и 8 – лёгкого классов), а также 47 различных разгонных блоков.
Также планируется начать лётные испытания 22 перспективных космических аппаратов и ракет-носителей: 18 автоматических спутников, трёх новых средств выведения и пилотируемого корабля «Федерация».
Развитие средств выведения в рамках ФКП-2025 будет связано с семействами ракет «Ангара», «Союз» и «Протон». К концу действия программы предполагается завершить проектирование и наземную отработку перспективного носителя среднего класса «Феникс», а после 2025 года создать средства выведения тяжёлого класса повышенной грузоподъемности («Ангара-А5В») и сверхтяжёлого класса. В период 2016-2025 годов по данным проектам будут проводиться отдельные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Также в рамках ФКП-2025 предполагается выполнить многочисленные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новых образцов целевой аппаратуры спутников, систем управления ракет-носителей и космических аппаратов, новых двигательных установок. Планируется совершенствование технологий предприятий ракетно-космической отрасли, а также выполнение прогнозов развития космической деятельности и ракетно-космической техники на долгосрочную перспективу – до 2040 года.
В целом эксперты оценивают Федеральную космическую программу РФ на 2016-2025 годы как реалистичную и сбалансированную. Среди важных структурных изменений – увеличение доли финансирования прикладных (ДЗЗ, связь) и фундаментальных научных исследований и некоторое снижение удельного веса пилотируемой программы. В первую очередь, это свидетельствует о «развороте» космической деятельности в сторону насущных потребностей государства и общества. Сокращение доли бюджетного финансирования (с 40% и более в отдельные годы до 14% в ФКП-2025), выделяемого на средства выведения, отражает достаточность парка российских ракет-носителей на современном этапе.
В целом, исполнение ФКП-2025 позволит российской космонавтике выйти на новый, более высокий уровень, причём не только количественно, но и качественно.
Автор: Игорь Афанасьев, Дмитрий Воронцов
Нынешний год ознаменовался развитием проектов на основе блокчейн-технологии в сфере интеллектуальной...
Госкорпорация станет основным оператором материально-технического послепродажного обслуживания магис...
Материаловеды вуза разработали инновационный и экономичный способ производства, обеспечивающий получ...
Входящее в Госкорпорацию Ростех предприятие POZIS представило на российском рынке бытовые холодильни...
2 Июня 2017
21 Октября 2016
25 Июля 2017
2 Января 2017