Российская авиационная промышленность унаследовала от Советского Союза все основные «фирмы» – конструкторские бюро, занимавшиеся созданием пассажирских самолетов, за исключением КБ Антонова, которое осталось на Украине.
Советский Союз полностью удовлетворял потребности национальных авиаперевозчиков в пассажирских
и транспортных самолетах, а также в серьезных объемах их экспортировал. Одной из приоритетных целей создания Объединенной авиастроительной корпорации было сохранение научно-технического потенциала наших разработчиков и значительное увеличение производства пассажирских самолетов и самолетов специального назначения.
- Рассматривая период с момента создания ОАК в 2007 году, видно, что на протяжении 2007–2010 годов годовые объемы выпуска не превышали
1015 подобных самолетов. Лишь в 2012 году предприятия корпорации выпустили чуть более двух десятков пассажирских и транспортных самолетов. А в
2013 году уже было выпущено 36 новых лайнеров. Рост продолжился в 2014 году – из сборочных производств российских заводов вышло 43 пассажирских и транспортных самолета. Конечно, такой объем выпуска гражданских самолетов смотрится более чем скромно на фоне сотни и более в год боевых самолетов. Однако здесь принципиален рост. И тут необходимо немного вернуться назад.
-
На рубеже конца 1980х – начала 1990х годов советская и потом российская авиационная промышленность готовилась к началу серийного производства пассажирских самолетов нового поколения. Фирма Туполева создала ближнемагистральный самолет Ту334, который должен был заменить устаревший Ту134; на средних дистанциях узкофюзеляжные Ту204 и Ту214 должны были заменить один из массовых советских пассажирских самолетов Ту154. Ту334 и Ту204/214 были в многом унифицированны, что позволяло в короткие сроки освоить их серийное производство. КБ Ильюшина, имея опыт создания и эксплуатации первого советского аэробуса Ил86, вводило в эксплуатацию уже дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет Ил96, а для региональных авиалиний предлагался турбовинтовой Ил114. В КБ Яковлева велись работы по глубокой модернизации пассажирского самолета Як42Д.
-
К сожалению, по тем или иным причинам этим планам не было суждено свершиться. Аэрофлот получил 6 Ил96, от которых отказался в 2014 году. Несколько Ил96 эксплуатировались в авиакомпаниях «Домодедовские авиалинии» и «КрасЭйр», но после их банкротства самолеты не нашли новых хозяев. Самолеты Ту204/214 в чуть больших объемах производились и поступали в эксплуатацию в разные авиакомпании: «Дальавиа», «ВладивостокАвиа», «Кавминводы», «Трансаэро», но этих авиакомпаний нет.
-
Вместе с тем в настоящее время основным эксплуатантом отечественных пассажирских самолетов в различных специальных вариантах является Специальный летный отряд Управления делами Президента. В его авиапарке самолеты Ил96, Ту204, Ту214 в вариантах «борт № 1», «салон», «самолетретранслятор», «специальный узел связи» и другие. Как ни парадоксально, но другой авиакомпанией, которая летает на наших Ил96 и Ту204, является кубинский национальный авиаперевозчик Cubana. В России основной авиакомпанией, эксплуатирующей Ту204, является Red Wings.
-
Теперь необходимо расшифровать, что за самолеты начали производиться предприятиями ОАК в постоянно увеличивающихся объемах.
-
Вопервых, в отечественной авиационной промышленности появился новый игрок с новым продуктом – это «Гражданские самолеты Сухого» и его региональный самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ100). Стоместный региональный самолет SSJ100 был создан в КБ Сухого, которое выделило производство пассажирского самолета в отдельное юридическое лицо. Производство агрегатов SSJ100 и его сборка
происходит в КомсомольскенаАмуре, Новосибирске, Воронеже, Ульяновске и Казани. Для российских авиакомпаний самолет передается в Жуковском, для иностранных – в Венеции. В производстве SSJ100 используется большое количество иностранных систем и комплектующих в рамках международной кооперации. Такой подход был использован в целях создания конкурентоспособного пассажирского самолета для международных рынков. После Аэрофлота, законтрактовавшего 30 SSJ100 и уже получившего 24 самолета в версии FULL, другим основным эксплуатантом наших самолетов является мексиканская авиакомпании InterJet. Во флоте InterJet 19 самолетов SSJ100, число которых по твердому контракту будет доведено до 30 лайнеров. Наши самолеты превосходно себя зарекомендовали на Американском континенте в крайне интенсивной эксплуатации. В 2014 году было собрано 34 самолета SSJ100, что на 10 бортов больше, чем в 2013м. В уходящем, 2015 году было собрано 17 Superjet. Сокращение объемов производства связано с необходимостью приведения в соответствие плана выпуска самолетов с числом твердых контрактов. Избыток ресурсов компания ГСС направит на улучшение процесса производства. На текущий момент собрано, включая опытные образцы, 102 единицы SSJ100. В дальнейшем по обновленному бизнесплану компании ГСС ежегодно будет выпускать в среднем по 30 самолетов SSJ100. В 2015 году авиакомпаниям будет поставлено 27 бортов, а в 2016м –
31 SSJ100. Одновременно создана версия самолета SBJ для VIPперевозок и начата работа над проектированием версии увеличенной пассажировместимости – Stretched Version, рассчитанной на перевозку 120125 пассажиров. Первые поставки Stretched Version запланированы на 2020 год. В 2015 году
Аэрофлот заявил о планах увеличить парк SSJ100 до 50 самолетов. Крупный заказ на российские SSJ100 разместила ирландская авиакомпания CityJet, которая планирует приобрести 15 самолетов с опционом еще на 16 бортов. В 2016 году планируется поставка двух SSJ100 в VIPверсии для королевских ВВС Таиланда, которые будут использоваться для перевозок членов королевской семьи.
-
Вовторых, оставшийся объем произведенных в 2014 году пассажирских и транспортных самолетов распределился следующим образом.
-
В Воронеже на ВАСО было произведено три новых пассажирских региональных самолета Ан148100Е, поставлено заказчикам шесть единиц. Там же на ВАСО был поднят в небо прошедший переоборудование в пассажирскую специальную версию самолет Ил96400Т.
-
На Казанском авиационном заводе (филиал
ОАО «Туполев») были построены два Ту214 в специальных версиях.
-
В Ульяновске на «АвиастарСП» были построены первые два серийных транспортных самолета Ил76МД90А, первый из которых сдан заказчику –
Минобороны России. В 2017–2018 годах завод планирует выйти на годовой темп выпуска самолетов Ид76МД90А в размере 1215 бортов. Кроме того, ожидается возобновление выпуска пассажирского самолета Ту204СМ – самой совершенной модификации Ту204.
-
Таким образом, предприятия ОАК в 2014 году произвели и облетали 41 новый пассажирский и транспортный самолет, что на 25% больше, чем в
2013 году. Заказчикам были переданы 36 новых самолетов – в полтора раза больше, чем в 2013 году. Еще два пассажирских самолета Ан140100 были собраны на невходящем в ОАК самарском авиазаводе «Авиакор», эти самолеты поступили в Минобороны России. Общий итог 2014 года: произведено 43 новых самолета, сдано заказчикам – 38. В планах ОАК на 2015 год была поставка до 60 коммерческих самолетов. Год только завершился, и вскоре последуют уточненные данные по производству новых и поставкам заказчикам пассажирских и транспортных самолетов, включая специальные версии в интересах госзаказчиков. Но сомнений, что план будет выполнен, нет.
-
Втретьих, 2016 год должен явить общественности новый отечественный пассажирский магистральный самолет МС21. Он разрабатывается в ОКБ Яковлева, входящем в состав корпорации «Иркут». Самолет создается с большим использованием композитных материалов, его окончательная сборка происходит на Иркутском авиазаводе. По последним данным, выкатка первого летного образца МС21 должна состояться в первом полугодии 2016 года, а его первый полет запланирован на конец текущего года. Ближнесреднемагистральный пассажирский самолет МС21 предлагается для авиакомпаний с российскими двигателями ПД14, испытания которого в настоящее время Объединенная двигателестроительная корпорация осуществляет на летающей лаборатории Ил76ЛЛ, или с американскими двигателями Pratt&Whitney PW1400G. Будут созданы две версии перспективного пассажирского самолета: МС21300 вместимостью 160211 мест и МС21200 вместимостью 130176 мест. Корпорация «Иркут» в настоящее время имеет заказ на 273 лайнера, из которых 175 твердые. Примечательно, что стартовым заказчиком МС21 является наш Аэрофлот. МС21 должен стать прорывным продуктом международного класса в своей нише. Он заменит широко распространенный в нашей стране Ту154, при этом самолет обеспечит низкие операционные расходы за счет применения новых достижений в аэродинамике, двигателестроении, использования новых систем и материалов. МС21 будет одним из самых комфортных в своем классе за счет самого широкого фюзеляжа и улучшенного микроклимата.
-
Несмотря на сложную экономическую ситуацию и внешние санкции, российский авиапром уверенно увеличивает объемы производства, насыщая новыми и модернизированными самолетами нашу армию, иностранные ВВС, а также отечественные и зарубежные авиакомпании.
Автор: Саид Аминов, главный редактор сайта «Вестник ПВО»