Национальный Контроль.

Анатолий КИСЛЯКОВ: Хочу, чтобы после концерта слушатели чувствовали себя обновленными

Культура
Анатолий КИСЛЯКОВ: Хочу, чтобы после концерта слушатели чувствовали себя обновленными

Фото: Алексей Добров

Анатолий Кисляков c 2006 года руководит Большим детским хором имени В. С. Попова. Полгода тому назад он принял предложение стать художественным руководителем Патриаршего мужского камерного хора «Благозвонница», созданного в 1997 году при храме Спаса Нерукотворного Образа Заиконоспасского монастыря города Москвы его настоятелем архимандритом Петром (Афанасьевым)

Анатолий Кисляков поделился своими ближайшими творческими планами с читателями журнала «Национальный контроль», а также рассуждает о том, где проходит тонкая грань между церковными песнопениями и исполнением духовных песен с концертной эстрады, о роли песен и музыки в воспитании детей и многом другом.


Как хормейстер я стремлюсь сохранить творческое лицо коллектива

Анатолий Львович, расскажите, пожалуйста, почему вы согласились возглавить хор «Благозвонница»?

– Я слышал о хоровом коллективе «Благозвонница» давно. В этом хоре с момента его основания работал известный хормейстер Евгений Васильевич Коротеев. Когда-то он был хормейстером в военном ансамбле ПВО, где мне довелось проходить армейскую службу. Да и в некотором смысле мы с Евгением Васильевичем творческие «родственники»: окончили в разное время одно и тоже музыкальное училище, хоровое, ныне имени А.В.Свешникова, Московскую консерваторию и даже занимались у одного профессора – Бориса Григорьевича Тевлина.

Весной прошлого года меня пригласили послушать этот хор с предложением возглавить коллектив, и я понял, что мне это будет интересно, так как увидел большие перспективы и возможности певцов. С начала нового сезона 2016 года стал работать с «Благозвонницей».

За эти полгода вы внесли какие-то свои новшества в работу хора?

– Стремлюсь прежде всего сохранить те традиции, которые заложены при основании хора. Именно традиции определяют неповторимое лицо любого коллектива – певческого или инструментального. В нынешнем составе «Благозвонницы»примерно половина певцов начинали работать еще с основателем хора архимандритом Петром и они-то и являются продолжателями и «передавателями» тех невидимых традиций, о которых мы говорим.

За полгода мы значительно обогатили репертуар хора, так как на каждый концерт выходим с новой программой. Стараемся расширить жанровые рамки нашего репертуара, включая в него помимо духовных песнопений произведения романсовой лирики, песни военные, исторические, отличающиеся глубоким патриотизмом, отрывки из русских опер и, конечно, народные мелодии России и наших родственных стран: Украины, Белоруссии и других.

К чему готовится сейчас Патриарший мужской камерный хор «Благозвонница»?

– Сейчас мы ведем подготовку к концертам, запланированным еще в прошлом году. Так, 26 марта состоится концерт в Рахманиновском зале Московской консерватории, посвященный годовщине преставления всеми любимого о. Петра. Этот концерт мы проводим в период Великого поста и хотим, чтобы программа состояла из произведений духовного содержания, заставляющая задуматься слушателей над смыслом бытия, поразмышлять над историческими и современными нам событиями.

8 апреля мы вынесли программу, состоящую из сочинений православной музыки, романсов, военных, эстрадных, а также народных песен. Солирует в этой программе известный баритон и телеведущий Евгений Кунгуров.

Как отбираете репертуар? Это личные предпочтения или вы ориентируетесь на предыдущие традиции исполнения хором?

– Прежде всего мы отталкиваемся от цели концерта. Так, в январе наш консерваторский концерт мы озаглавили «Зимний вечер». Что делали наши предки длинными зимними вечерами? Устраивали домашние вечера, музицировали, пели. Так и нам хотелось, чтобы наш концерт напоминал нечто подобное. В программу концерта вошли песнопения Рождества и Крещения, любимые романсы и песни. Успеху выступления хора способствовали наши постоянные приглашенные солисты из театра «Геликон-опера» Лидия Светозарова и Ирина Рейнарт, любимец публики Федор Рытиков и молодой баритон Олег Лоза.

Сейчас нам предстоит спеть великопостную программу (интервью с А. Кисляковым состоялось во время Великого поста 2017 г. – Прим. ред.). В нее вошли такие духовные сочинения, как «Покаяние отверзи ми двери», «Молитву пролию», «Не отвержи мене во время старости» и некоторые другие, раскрывающие православным христианам истинные красоты духовной жизни. Но еще важно отметить, что несколько песнопений принадлежат композиторам – нашим современникам: А. Гринченко, В. Пономареву, С. Рябченко, не так давно ушедшему от нас С. Трубачеву. Художник по-своему воспринимает происходящее в современной ему жизни и старается запечатлеть это в красках, словах, звуках. Даже такая, казалось бы, застывшая область, как православная музыка, тоже обновляется, находит новые средства выразительности.

Получается, что посещение концерта хора «Благозвонница» не только и не столько развлечение, сколько душевный или же даже духовный труд.

– Конечно! Так и должно быть. Человек приходит в картинную галерею, чтобы душевно обогатиться, понять, что художник хотел изобразить и передать душе зрителя. Так же и у нас, но у нас более живое искусство, которое разворачивается в реальном времени при прослушивании зрителями. Слушатели приходят, чтобы послушать интересные сочинения, глубокие по своему смыслу. Нам очень важно, чтобы человек после нашего концерта чуть-чуть обновился. Это подобно прочтению хорошей книги, когда закрывается последняя страница, читатель чувствует внутреннее обновление. Я хотел бы, чтобы такое же обновление слушатели переживали и после наших концертов.


Православное искусство не должно превращаться в развлечение


Певческое искусство, с одной стороны, занятие сугубо светское. С другой – в храмах и монастырях существуют свои церковные хоры. Часть из них активно гастролируют по стране: хор Сретенского монастыря, хор Даниловского монастыря, хор Валаамского монастыря и другие. По вашему мнению, где проходит эта тонкая грань между духовным исполнением, церковным исполнением и шоу-бизнесом?

– Я бы не стал в данном случае говорить о шоу-бизнесе. Православное искусство не должно поддаваться современным веяниям и превращаться в развлечение. Ведь что такое православное искусство? Это выдающиеся памятники архитектуры, начиная от собора Покрова на Нерли, сохранившегося с XII века, Успенский собор во Владимире, храмы и соборы Ярославля, Новгорода… Это выдающиеся памятники искусства. А в самих храмах вы видим иконы – шедевры иконописи. Их красота и величие впечатляют и поражают и по сей день.

Что касается музыкального искусства, то можно упомянуть знаменный распев, пришедший к нам из Древней Византии, который исполняется в храмах и сегодня. Слушая эти песнопения, человек обращается к своим духовным, историческим, культурным и даже, пожалуй, человеческим истокам.

А какие шедевры создавали наши отечественные композиторы – Дмитрий Бортнянский, Максим Березовский, Сергей Дегтярев, Артемий Ведель, Петр Чайковский, Сергей Рахманинов, Павел Чесноков, Александр Гречанинов!..

Здесь существует тонкая грань между исполнением в церкви на службе и исполнением с концертной эстрады. Исполнение в церкви призвано помочь присутствующим в храме предаться звучащей молитве.

Концертное исполнение несколько расширяет рамки и позволяет постичь не только духовный смысл молитвы, но и насладиться удивительными мелодиями, красивыми гармониями, которые заложены в этом сочинении.

Ведь еще 100 лет назад существовал спор между духовенством и хоровыми музыкантами. Когда люди приходили в храмы, чтобы послушать красивое пение известного хора, то священники были недовольны и хотели, чтобы люди приходили именно молиться. Возможно, подобная дискуссия продолжается и до сих пор.

Думаю, очень хорошо, когда многие коллективы гастролируют. В репертуаре хоров многих монастырей присутствуют не только духовные сочинения, но и наше национальное богатство – народные песни. А это такое же национальное богатство, как и православная музыкальная культура.

Вы упомянули православную архитектуру, и в связи с этим не могу не задать вопрос, который вызвал серьезное противостояние общественности в Санкт-Петербурге – о передаче Русской православной церкви Исаакиевского собора. Ваше личное мнение: нужно ли передавать этот собор церкви или он должен оставаться в руках государства как музей, где по большим праздникам проводились бы православные службы и литургии?

– Там и так по праздникам проводились службы и литургии по большим церковным праздникам. Мне не очень бы хотелось вникать в данный вопрос, поскольку мы все-таки в Москве живем, а сложная ситуация возникла в Петербурге.

Но это очень сложный вопрос, поскольку в Исаакиевском соборе собраны очень большие ценности. Конечно, государство беспокоится о том, чтобы они не пропали, а оставались в полной сохранности. Но, с другой стороны, изначально Исаакиевский собор был построен как православный храм, и, наверное, в этом смысле он должен быть возвращен церкви. Думаю, что этот сложный вопрос должен решиться с течением времени.

Но вернемся к музыке. Сейчас большой популярностью пользуются различные музыкальные конкурсы исполнителей на ТВ. В одном из них участвовал и даже одержал победу иеромонах, который потом даже принимал участие в гастрольном туре по всей стране. Как вы к этому относитесь?

– Если духовное лицо обладает вокальными данными, обладает артистическим талантом, то почему оно не может победить в конкурсе, даже в телевизионном? Я ничего предосудительного в этом не вижу.

Человеку светскому, далекому от данной сферы, может показаться, что сан иеромонаха предполагает некоторое удаление, отречение от мирской жизни. А здесь получается чуть ли не наоборот…

– Победа в конкурсе говорит о том, что человек обладает определенными талантами, которые можно развивать. Но развивать именно в той сфере, которой принадлежит данный человек. И если человек является духовным лицом, то здесь можно и нужно развивать именно духовный аспект вокального искусства – то есть, например, исполнять духовные песнопения, популяризовать духовную, православную музыку. Ведь если этот человек посредством своей популярности на телевидении приведет сотню-другую, если не тысячу человек в храм и к вере, то я думаю, что православная церковь скажет за это спасибо.

А вдаваться духовному лицу в какие-то шоу, в развлекательность, наверное, было бы излишним. Для развлечения существуют совершенно другие и иные жанры.


У детей хор воспитывает дисциплинированность


Анатолий Львович, вы являетесь художественным руководителем сразу двух хоров – «Благозвонница» и Большого детского хора имени Попова. Как вам удается совмещать?

– В Большом детском хоре я работаю давно, с 2000 года, и там работа давно отлажена. А с хором «Благозвонница» я работаю сравнительно недавно, только с этого сезона, прошло всего полгода, как я возглавил данный коллектив. Расписание позволяет сочетать работу по двум направлениям, поскольку Большой детский хор – это любительский коллектив, где репетиции проходят не каждый день. Так же и хор «Благозвонница» собирается на репетиции три раза в неделю.

Это очень интересная работа, поскольку совершенно разные направления. Детское хоровое искусство прежде всего связано с детьми, с пониманием их возрастных особенностей и особым подходом к каждому из них.

Мужское хоровое пение – это совершенно иная сфера, которое издавна существует в нашей стране, в том числе и при православных церквях, соборах и монастырях. Это очень интересная область, поскольку для мужских хоров написано очень много сочинений нашими отечественными композиторами.

Сложно ли руководить детским коллективом? Существуют ли здесь специфика?

– Прежде всего надо любить детей. Если любишь детей, то несложно. В этом случае дети сами отвечают большой любовью. Я каждый раз при встрече с ними испытываю большую внутреннюю радость.

Дети сами приходят в хор или их родители приводят?

– Самостоятельно в хор приходят дети более старшего возраста – в 12,13, 14 лет. Конечно, младших школьников и детей дошкольного возраста приводят родители или бабушки с дедушками. Ведь 7-летнего ребенка одного не отпустишь по Москве добираться на репетицию.

Среди обывателей бытует мнение, что занятие музыкой или хоровым пением лишает детей их счастливого детства в угоду амбициям их родителей. Анатолий Львович, вы согласны с таким мнением?

– Нет, конечно, не согласен. Но этот вопрос нужно адресовать самим детям. Ведь ребята приходят на репетиции после долгого перерыва, например после летних каникул, с огромным желанием и занимаются с удовольствием.

А если хористы не успевают готовиться к урокам в школе, то это уже зависит от самого ребенка: как он построил организацию своего учебного дня, особенно это касается старших школьников, с 8-го по 11-й классы, где серьезная учебная нагрузка. Поэтому ребенок учится правильно выстраивать свое время, чтобы и на репетицию успеть, и подготовиться к урокам в школе.

Вообще, хор воспитывает дисциплинированность, потому что это коллектив, который не приемлет недисциплинированных детей. Если человек опаздывает, то остальные смотрят на него косо, и, конечно, ребенок это чувствует и в следующий раз старается исправиться.

А вы наказываете своих воспитанников за провинности или проступки?

– Конечно, наказываем – сдачей партий. Если ребенок прогулял занятие, то должен самостоятельно изучить материал и сдать хормейстеру. Это не всем нравится.

По вашему мнению, что дает детям во взрослой жизни занятия музыкой и хоровым пением?

– Очень многое. Прежде всего – расширяет рамки видения всей жизни. Помимо музыкальных знаний и опыта публичных выступлений, дети получают также опыт взаимодействия и работы в коллективе, где все подчинено одной задаче – яркому художественному исполнению. В школе каждый ребенок сам за себя, а в хоре дети, увлекаясь одной общей идей, сплачиваются, и происходит единение в рамках коллектива. Ребята знают и умеют жить в коллективе. Эти знания и навыки помогают правильно и эффективно вести себя и в вузах при дальнейшем обучении, и при поступлении на работу во время вхождения в новый трудовой коллектив.

Помимо прочего, в поездках и на гастролях мы с детьми обязательно ходим на экскурсии в тех городах, где выступаем. Дети знакомятся с культурой другого города или же другой страны. Посещаем музеи, знакомимся с историей не из учебников, а из реальных наблюдений, во время живого соприкосновения с историей.

Кроме того, в поездках дети получают массу элементарных бытовых навыков: как погладить вещь, что-то заштопать. Они, может быть, и незаметны на первый взгляд, но в жизни нужны.

Осуществляет ли государство какую-либо поддержку хоров, которые вы возглавляете? Как оцениваете роль и поддержку государства?

– Большой детский хор имени Попова – это государственный коллектив, который финансируется из бюджетных средств. Тогда как хор «Благозвонница» финансируется благотворительным фондом. Мы очень признательны руководству фонда за эту помощь. К сожалению, в современной России культура финансируется по остаточному принципу, также как и образование. Хотя именно культура играет важную роль духовного воспитания человека. Конечно, государственных средств поддержки не хватает, поэтому приходится выживать, несмотря ни на что и вопреки всему.

Отрадно, что порой в организации концертных туров помогают менеджеры, которые изучают слушательский спрос по регионам России. Сейчас с их стороны и со стороны аудитории появилась заинтересованность в детском хоровом творчестве.

Поэтому мы, Большой детский хор имени В.С. Попова, в ближайшее время начинает концертный тур по городам Поволжья – Самаре, Тольятти, Ульяновске, Чебоксарах, Казани, Кирове, Нижнем Новгороде, Пензе. Во всех городах билеты практически раскуплены.

**********

Анатолий Львович Кисляков

Родился 13 октября 1961 года в г. Сталинске (ныне Новокузнецк) Кемеровской области. Окончил Московское хоровое училище (ныне им. А. В. Свешникова), затем Московскую консерваторию по классу хорового дирижирования профессора Б. Г. Тевлина. Совмещал учебу с работой в студенческом хоре МИСиС. После окончания консерватории и службы в Вооруженных силах работал в Республике Болгарии с детским и смешанным хоровыми коллективами. С 1996 по 2009 год преподавал в Академии хорового искусства.В 2000 году начал работу в Большом детском хоре. С 2006 года – художественный руководитель. В 2007 году присвоено звание заслуженного артиста РФ. В 2011 году по приглашению Б. Г. Тевлина начал преподавать в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Ведет хоровые занятия в Центральной средней специальной школе при Московской консерватории им. П. И. Чайковского для детей-инструменталистов.

Женат. Трое детей. Старший сын (28 лет) окончил Хоровое училище им. А. В. Свешникова, Академию хорового искусства им. В. С. Попова и работает в хоре Данилова монастыря как артист хора, совмещая основную работу с менеджерской деятельностью – занимается организацией концертов. Средняя дочь (24 года) учится на втором курсе Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Младший сын (8 лет) – учащийся школы.


Автор:

Назад к новостям

Материалы дня

Светлая сторона культуры Светлая сторона культуры

В последнее время много пишется о темной стороне культуры, и поводы для этого действительно есть. И ...

Премьера спектакля-невидимки “Белые Ночи” на сцене театра им. М. Булгакова Премьера спектакля-невидимки “Белые Ночи” на сцене театра им. М. Булгакова

29 и 30 апреля в Музее-театре «Булгаковский Дом» зрителей ждет уникальный спектакль-невидимка "...

В МПГУ открылась выставка студенческих акварелей и графики В МПГУ открылась выставка студенческих акварелей и графики

Экспозиция творческих работ студентов 2 курса по дисциплине «Учебная практика (пленэр)» пред...

Анатолий КИСЛЯКОВ: Хочу, чтобы после концерта слушатели чувствовали себя обновленными