Национальный Контроль.

Фабио Мастранджело: Я безусловно люблю Россию

Культура
Фабио Мастранджело: Я безусловно люблю Россию

Фото: пресс-служба Фабио Мастранджело

Шум городских улиц остался за стенами Дома Музыки. Я захожу в зал, где проходит репетиция перед концертом Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония» под руководством русского итальянца Фабио Мастранджело. Его эмоциональность и общение с оркестром заставляют меня усомниться в том, что он итальянец…

– Фабио, Вы родились в итальянском городе Бари, большую часть жизни провели в Италии, а в 2011 году вы сменили гражданство на российское. Как же так? Ведь многие мечтают перебраться из России в Европу, а вы сделали точно наоборот?

А я останусь здесь! (Смеется). Знаете, это как любовь... Есть миллионы объяснений, а есть самое простое: любишь. А когда любишь, что поделать? Это невозможно понять, это надо чувствовать на тонком душевном уровне. Я очень люблю Россию. Она стала моей страной, я здесь живу и мне комфортно. Я себя здесь чувствую очень хорошо.

– И никакие санкции не смущают?

Не смущают. Как человек, который родился на Западе, я понимаю, что это полная чушь. Они придумали себе какую-то картинку и поверили в неё. У меня такое ощущение, что пропадет один враг – Северная Корея – пропадет возможность устраивать войну, с радостью вспомнят о врагах прежних – о Китае и России. И Иране, например. 

– Откуда в вас такая горячая любовь к России?

Я родился в музыкальной семье, дома у нас было много русской литературы, всевозможных предметов. Папа тогда был членом ассоциации Италия–Россия, позже и мне купил членство. Я очень любил русскую музыку, с 5 лет начал играть Прокофьева, Кабалевского и т. д. Тогда не придавал особого значения всем этим знакам, но позже стал задаваться вопросом: почему так получилось? Думаю, сумма всех этих знаков дала такой результат. 

– Количество перешло в качество? Видимо, свою роль сыграло и то, что и в вашем родном городе Бари, и в России так почитается Николай Чудотворец?

О, да. Предыдущий мэр Бари Микеле Эмилиано много раз бывал в России, у него очень хорошие отношения с Москвой – и с Сергеем Собяниным, и в свое время с Лужковым. Он всегда говорил, что наш город Бари – один из самых русских в Италии, к нам приезжает множество туристов из России, паломников, которые едут приложиться к мощам святого Николая.

– Сейчас вы живете в Санкт-Петербурге, у вас русская жена. Но почему вы выбрали именно этот город? Ведь для бизнеса и вашего темперамента больше бы подошла энергичная Москва…

Если честно, я очень много бываю в Москве и там работаю с большим удовольствием. По ритму жизни Москва мне, действительно, больше подходит, чем Санкт-Петербург. Не хочу обидеть его жителей, но он такой полусонный, жизнь течет намного медленнее, чем в Москве, реакция у москвичей быстрее, чем у петербуржцев. Но… Петербург покоряет европейской архитектурой, своей богатой историей, этот город я знаю с детства, здесь жили Шостакович, Чайковский, Достоевский, многие другие известные люди… И вот уже 18 лет я там живу.

– Как музыкант, с каким музыкальным произведением вы могли бы сравнить Северную столицу?

Хмм... Хороший вопрос... Наверное, с Шестой симфонией Чайковского.

– А Москву? 

С Четвертой симфонией Чайковского. 

– Фабио, когда вы пришли художественным руководителем в «Мюзик-Холл» в Петербурге, театр сменил свой репертуар в пользу классических постановок. С чем это было связано? Или кем-то продиктовано?

Нет, конечно, не продиктовано. Когда Георгий Сергеевич Полтавченко предлагал мне это место, я очень обрадовался, но сразу предупредил его, что мне ближе другая музыка. Он меня понял: «Ты классический музыкант, классический дирижер, опытный. Театр потерял своё место в Санкт-Петербурге, надо возрождать его. Придумать иное направление. Мне кажется, что ты можешь это сделать. Придумай концепцию и защищай её». Напомню, сначала я был назначен и директором, и художественным руководителем. Первый год работы как будто терроризировал меня. Я музыкант, но приходилось подписывать массу документов – договора, зарплатные ведомости, изучать много законов, чтобы понять руководящую работу... Слава Богу, потом эти должности разделили, и вот мы уже четыре года работаем с Юлией Стрижак. Я считаю, это идеальный тандем, так как она очень сильный директор. 

– Вы много работали и в других театрах, с другими коллективами. Сейчас этот опыт вам как-то помогает?

Разнообразие для музыканта – принципиальный момент. Всегда чему-то учишься. Развиваешься. Не стоишь на месте. Например, как и всем моим братьям и сестрам, отец предлагал мне купить квартиру в Бари. Но я предложил ему потратить эти деньги на моё образование. Он согласился, и это была колоссальная помощь от моего прогрессивного отца! Представляете, когда я родился, ему было уже 53 года, и это дало мне чувство ответственности перед ним. Музыка – это, конечно, радость, счастье, но, в то же время, это и быт, это работа. Ты учишься не только исполнять симфонии, ты учишься быть дисциплинированным. И поэтому я очень серьезно воспринял отцовскую помощь. Я понимал, что не у всех бывает такое счастье, когда можно рассчитывать на помощь родителей. 
До сих пор для меня разнообразие очень важно. Каждый коллектив дает тебе что-то новое. И в себе замечаешь какие-то перемены, ты с разными коллективами ведешь себя по-разному. Естественно качества людей, с которыми ты общаешься, дополняют, меняют тебя. Но иметь свой дом – это тоже важно. У меня есть и то, и другое. 

– Сегодня, в день нашей встречи, вы выходите на сцену с Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония». А с этим коллективом как вам работается?

Мы работаем вместе уже на протяжении 12 лет. Это очень профессиональный и какой-то радостный коллектив, где рабочая атмосфера очень приятна. Не у всех коллективов такое бывает, иногда чувствуется черноватая, сероватая такая атмосфера и работается тяжело. Но эту радость я сразу почувствовал, когда впервые с ними стал работать. Мне это очень понравилось в них! И, конечно, директор Гаянэ Шиладжян – это сильная по природе женщина, инициативная, умница, всегда придумывает что-то новое, всегда в поиске! Мне очень нравятся такие люди, потому что я сам такой. А с людьми, которые похожи на тебя, и работать легче.

– А какие планы на будущее? Каких ярких событий от вас ожидать?

Самый важный проект моей жизни – реконструкция моего питерского театра. В частности, хочу изменить его название, которое уже давно себя не оправдывает. Я всё-таки надеюсь на переименование в Николаевский театр, потому что историческое его название – Народный дом императора Николая II. Так почему бы и нет? 

– Перекликается и со Святым Николаем из Бари...

Да-да... Это было бы очень уместно. Помимо исторических причин, ещё по ощущениям. Идею одобряют «наверху», но пока нет ещё прямых договоренностей. Была также идея назвать Театром имени Чайковского, потому что в Петербурге, где он жил и много творил, нет ничего названного его именем. 

– Есть ли у вас собственная школа, где бы вы могли обучать, давать мастер-классы молодому поколению?

Есть молодые дирижеры, которые отслеживают моё творчество – в Нижнем Новгороде, в Новосибирске, в Москве, в Петербурге, конечно. И это очень приятно. Я помню, когда был начинающим дирижером, сам равнялся на тех, кого уважал и любил. То же самое, наверное, происходит и с ними. Естественно, я тоже думал о том, чтобы открыть свою школу. Но побаиваюсь. Вдруг я дам людям надежду, но не смогу выполнить, не буду успевать этим заниматься? Но в планах это есть. Хочется участвовать в создании нового поколения музыкантов и дирижеров. 
Мне самому в свой время приходилось учиться – Леонард Бернстайн, Неэми Ярви, Йорма Панула, Шарль Дютюа и т.д. Если я – один из ведущих дирижеров, значит, надо выполнять свою миссию, передавать опыт.
Что важно для подрастающего поколения? Чтобы не переставали гореть глаза. Каждый из нас проходит в течение жизни невероятные испытания. Как православный человек, могу сказать, что Бог дает испытания тем, кто может их выдержать. Это нелегко, но это именно так. Я так себе объяснил: это попытки Господа Бога дать тебе увериться в своих силах и возможностях, осознать, что именно этого ты хочешь. В самом деле, любишь своё дело? Давай его усложним... 
Когда меня спрашивают, маэстро, что нужно, чтобы добиться успеха, я отвечаю: «Любить! Безумно любить то, что ты делаешь». И всем говорю: будут сложности – принимайте их как экзамен. Это касается и жизни, и профессии. Бог дает тебе шанс всегда. Используйте его и меняйтесь!

– Где вас можно будет послушать в ближайшее время?

Впереди много поездок, в том числе в Москву. В июне буду выступать с «Виртуозами Москвы», в сентябре – с Госоркестром, в мае – в Кремле. В зале Чайковского, в Доме музыки, на открытом воздухе. Много где в России и, конечно, в Европе.
В начале июня у меня будет дебют с симфоническим оркестром города Лугано (это итальянская Швейцария). Неделю назад мы были в Риге, где давали гала-концерт с Хиблой Герзмавой. Летом, конечно, «Богема» в Монтекатини. Ещё ждем подтверждение нескольких спектаклей в Арена ди Верона, где я уже дирижировал очень много. «Аида», «Тоска», «Травиата», «Ромео и Джульетта» и т. д.

Справка:

Фабио Мастранджело - «самый известный итальянец в музыкальных кругах современной России». Художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра театра «Мюзик-Холл» «Северная Симфония» и камерного  оркестр «Северная Симфониетта», главный дирижер симфонического оркестра «Symphonica ARTica» и художественный руководитель ансамбля солистов «Новосибирская камерата», главный приглашенный дирижер Новосибирского академического симфонического оркестра. Музыкальный руководитель международного оперного фестиваля на открытом воздухе «Опера-Всем»  в Санкт-Петербурге и Художественный руководитель Международного музыкального фестиваля «Тремоло» в Тольятти. В качестве постоянного приглашенного дирижера он сотрудничает с Московским Театром «Новая Опера» и с Мариинским театром в Санкт-Петербурге. В октябре 2015 г. он был назначен Главным приглашенным дирижером Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония».

Фабио Мастранджело активно гастролирует. Летом 2009 года он дирижировал «Аидой» на открытии фестиваля Taormina Arte (Сицилия). В 2010 году впервые выступил на Фестивале Пуччини в Торре дель Лаго. В августе 2011 года был приглашен на самый престижный в мире летний оперный фестиваль в Арена ди Верона, где дирижировал премьерой оперы Гуно «Ромео и Джульетта». В 2012 году вернулся в Верону, где повторил успех, продирижировав той же оперой (четыре спектакля). Сотрудничает со студией звукозаписи Naxos, с которой сделал запись всех симфонических произведений Элизабетты Брузы.

В мае 2014 года Фабио Мастранджело был награжден орденом Звезды Италии. Орден присужден за вклад в развитие сотрудничества между Италией и Россией, а также за распространение культуры Италии за пределами страны.

Фабио Мастранджело входит в состав жюри телевизионных конкурсов «Большая опера» телеканала «Россия – Культура» и конкурса юных музыкантов «Щелкунчик».

Автор:

Назад к новостям

Материалы дня

Светлая сторона культуры Светлая сторона культуры

В последнее время много пишется о темной стороне культуры, и поводы для этого действительно есть. И ...

Премьера спектакля-невидимки “Белые Ночи” на сцене театра им. М. Булгакова Премьера спектакля-невидимки “Белые Ночи” на сцене театра им. М. Булгакова

29 и 30 апреля в Музее-театре «Булгаковский Дом» зрителей ждет уникальный спектакль-невидимка "...

В МПГУ открылась выставка студенческих акварелей и графики В МПГУ открылась выставка студенческих акварелей и графики

Экспозиция творческих работ студентов 2 курса по дисциплине «Учебная практика (пленэр)» пред...

Фабио Мастранджело: Я безусловно люблю Россию