Национальный Контроль.

Тайны сияющих ликов

Православие
Тайны сияющих ликов

Фото: Александр Скворцов

Создать настоящую икону, от которой бы исходил внутренний свет, – искусство, доступное немногим живописцам. В мастерской «Александрия» московского патриархата трудятся удивительные мастера. И хотя каждодневная кропотливая работа здесь – дело обычное, сейчас особенно горячая пора: иконописцы готовятся к фестивалю.

Иконописная мастерская «Александрия» была создана в 1993 году усилиями нынешнего патриарха Кирилла и ныне покойного митрополита Нижегородского Николая Кутепова. Она работает в традициях московских изографов XVIIXIX вв., но имеет уникальную отличительную особенность: использует разработанную здесь же технологию обогащения красок цветным разнокаратным золотом. Благодаря этому ноухау мастерам удается насыщать образ особым свечением, которое в ранних работах не встречается, но изобразить которое стремились все художники, работавшие в области религиозной живописи всех времен. Теперь же у художников «Александрии» к символам, которыми традиционно изображают святость образа, прибавилась необычайная возможность: изобразить присутствие в образе «нетварного света» – некой божественной энергии.

Недавно у нас появилась возможность увидеть готовые иконы мастеров «Александрии», познакомиться с процессом их изготовления и пообщаться с иконописцами и их духовными наставниками – в мастерскую была организована целая экскурсия для журналистов.

Вот как выглядит весь процесс. Сначала иконописцы изготавливают деревянную основу для будущей иконы, затем на бумаге рисуют эскиз образа и лишь потом начинается настоящее таинство – написание иконы. Иконописец специальными кистями и особыми красками пишет лики святых, выводит силуэты ангелов, прописывает детали
одеяний…

Каждая деталь прорабатывается тщательно и скрупулезно. Со стороны это больше всего напоминает рисование картин – пейзажей или натюрмортов. Только картины обычно пишут на мольбертах, установленных вертикально, а иконы – положив их горизонтально на стол. Но главное отличие – в чемто большем, неком таинстве рождения иконы.

Художник изображает свое собственное видение мира, иконописец же следует определенному канону. Именно канон задает сюжет и определяет действующих лиц, их, расположение и композицию. Можно лишь немного изменять незначительные детали.

Хотя в мастерской «Александрия» сейчас идет поиск новых художественных форм, способов и приемов, все они основаны на традициях иконописной школы Симона Ушакова и классической иконы XVIII века.

Например, для написания икон мастера используют цветное сусальное золото нескольких оттенков. А изготовляется этот современный материал, который производят в Италии, с использованием самых передовых технологий. Именно использование такого золота придает иконам удивительный внутренний свет, наполняет их сиянием. Неверно было бы считать это нарушением канона, просто раньше подобных материалов в арсенале иконописцев не было. Любое художественное решение мастеров имеет глубокие богословские обоснования.

Генеральный директор мастерской «Александрия» Московского патриархата Владимир Берсенев рассказывает, что на Руси икона постоянно изменялась: «В России икона никогда не была застывшей формой, тогда как греки оставались более жесткими приверженцами традиции».

Сначала в Россию пришел византийский канон. Позже он несколько трансформировался, и в иконописи появилась традиция Андрея Рублёва. На смену ей уже в XVII веке пришла ушаковская икона, а еще позже возникла даже икона академическая.

«Каждому времени, каждому мировоззрению и мироощущению верующих в каждой эпохе соответствовал свой канон иконографии, – считает Владимир Берсенев. – Поэтому изменения происходили всегда. Нашему времени должна соответствовать современная икона. Рано или поздно, хотим мы этого или не хотим, но появится икона XXI века, стилистика и канон которой будут отличать ее от традиций XVII или XVIII веков».

******

Увидеть иконы, созданныев мастерской «Александрия», все желающие смогут во время Х Международного фестиваля изобразительных искусств «Традиции и современность», которыйпройдет в Центральном выставочном зале «Манеж»с 26 по 31 мая 2016 года.

В рамках фестиваля состоится вручение международной премиив области изобразительного искусства «ВЕРА». В этом году награждение состоится в 19 номинациях, в числе которых – живопись, скульптура, графика, фотография, прикладное искусство.

Как отметила президент Московского общественногофонда поддержки культурыи развития современного искусства Вера Киселёва, в нынешнем году ожидается, что в фестивале примут участие художники из 40 стран.


Автор:

Назад к новостям

Материалы дня

Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь – сокровище столицы Московский Иоанно-Предтеченский женский монастырь – сокровище столицы

9 и 10 сентября Москва отмечает свой 876-й день рождения. Традиционно в эти дни жители и гости столи...

Православные христиане отмечают Праздник Входа Господня в Иерусалим Православные христиане отмечают Праздник Входа Господня в Иерусалим

Сегодня Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в кафедральном соборе ...

Иверская икона Божией Матери Иверская икона Божией Матери

25 февраля (12 февраля ) в православном мире отмечается праздник Иверской иконы Божией Матер...

Патриарх Кирилл выступил с заявлением в связи с вооруженным конфликтом в Нагорном Карабахе Патриарх Кирилл выступил с заявлением в связи с вооруженным конфликтом в Нагорном Карабахе

Предстоятель православной церкви высказался в связи с трагическими событиями

Тайны сияющих ликов