Свыше 2 000 экспонатов представят зрителю разносторонний образ военного времени. Особое внимание организаторы заостряют на одном экспонате – редком портрете Иосифа Сталина, выделяющемся из целого ряда знакомых нам картин, изображающих генсека. «Неизвестный художник» – гласит надпись в аннотации.
На полотне вождь Страны Советов, одетый в повседневный френч, с Конституцией СССР в правой руке.
«Написавший портрет художник был талантлив, так как технически картина выполнена очень качественно, – подмечает искусствовед Ольга Шенцева. – Портрет необычен тем, что он не выглядит как парадный. Здесь Сталин не только вождь, но и прежде всего человек, личность, которую художник как раз пытается разгадать».
«Неканоничный» бытовой ракурс открывает перед нами немолодого задумчивого мужчину, устремленного мыслью куда-то далеко за пределы картины, возможно, вслед за важным документом в крупной руке генсека. Морщин на простой одежде пока больше, чем на лице, но кажется, что вот-вот некая важная идея родится в уме советского лидера, и ещё выше поднимется его густая левая бровь.
К сожалению, создатель портрета неизвестен. По крайней мере, так значится в документах, прилагаемых к картине. Что весьма необычно. Во-первых, известно, что портреты вождя разрешалось писать только избранным художникам. И, во-вторых, картина исполнена очень качественно. И сомнительно, что работа такого уровня могла быть написана неизвестным художником. Существует легенда, что работа не понравилась Сталину: то ли он здесь слишком человечный, то ли в отдельных чертах, напротив, всплывает его диктаторская сущность. В общем, работа Хозяину не понравилась и именно тогда полотно «лишилось автора». То ли художник от греха подальше сам решил скрыть своё авторство, то ли, что более вероятно, художнику «помогли» забыть фамилию.
Есть, впрочем, мнение, что автор у картины вообще был не один, так как из исторического развития изобразительного искусства в СССР 30-х годов (предполагаемое время написания картины) известно существование практики коллективного написания портретов руководящих лиц государства с использованием не натуры, а фотографий. Само создание картины можно связать с написанием Конституции СССР 1936 года, принятой в правление Иосифа Сталина и получившей неофициальное называние «Сталинская».
Тем не менее, портрет сохранился, дожил до наших дней. По документам, нестандартное полотно было передано в дар Музею Победы в 1995 году некой Маврой Мегрелидзе, которая, по имеющимся данным, сама получила его в 60-е годы как подарок. К сожалению, мы не смогли найти эту женщину и просим всех, кто знает что-либо о судьбе картины или ее авторе, обратиться в информационный центр Музея Победы.
В последнее время много пишется о темной стороне культуры, и поводы для этого действительно есть. И ...
15 декабря 2022 г. во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре (ВХНРЦ) име...
29 и 30 апреля в Музее-театре «Булгаковский Дом» зрителей ждет уникальный спектакль-невидимка "...
Экспозиция творческих работ студентов 2 курса по дисциплине «Учебная практика (пленэр)» пред...
18 Апреля 2022
30 Октября 2017
21 Ноября 2017
20 Февраля 2016