Национальный Контроль.

Российское образование в ожидании новых вызовов

Образование
Российское образование в ожидании новых вызовов

Фото: Александр СКВОРЦОВ

Сегодня в России обучается почти 30 миллионов человек. Причем половина из них, 15 миллионов, школьники. Студентов – 5 миллионов, воспитанников дошкольных образовательных учреждений – 7 миллионов. Еще 2,5 млн человек обучаются в средне-профессиональных училищах и колледжах. В сфере образования в стране трудится около 5 млн человек, половина из них – это учителя и преподаватели.

Вся система образования, начиная с детских садов, через школы, а затем профессиональные училища или вузы, готовит человека к жизни в обществе. При этом важно подготовить грамотного и высококвалифицированного специалиста, но не менее важным для общества является задача человека воспитать.

Число опорных университетов в России увеличится до 30

В настоящее время в стране действует 11 опорных вузов в различных регионах страны. Планируется, что в 2017 году их число достигнет 30, в 2018 – 40, а в 2019 году опорные университеты появятся в 50 регионах страны, – сообщила министр образования и науки России Ольга Васильева во время пресс-конференции в МИА «Россия сегодня».

На реализацию программы создания и развития опорных университетов предусмотрен 1 млрд 250 млн рублей.

«Опорные университеты должны стать центром экономической и социально-культурной среды в регионах, – говорит Ольга Васильева. – Мы объявили конкурс на вторую очередь опорных университетов и надеемся, что в итоге их число достигнет 30. Каждый университет, претендующий на получение статуса опорного, имеет программу развития. Чаще всего им выступает самый крупный вуз региона».

Одна из наиболее скандальных тем в научном сообществе – это плагиат в кандидатских и даже докторских диссертациях. И общественность, и ученые обеспокоены все новыми фактами плагиата, выявляемыми посредством специальных ресурсов, поэтому журналисты поинтересовались мнением министра образования и науки на этот счет.

«Я считаю, что ни одна научная работа, в которой есть заимствования и плагиат, не может быть защищена ни в одном диссертационном совете страны», – заявила Ольга Васильева. Она сообщила, что продлен до двух лет эксперимент в Санкт-Петербургском и Московском университетах, чтобы крупнейшие вузы, имея диссертационные советы, сами наряду с ВАК оценивали качество научных работ.

Вообще же, как ожидают в Министерстве образования и науки, в текущем году на каждые 100 выпускников школ будет доступно 57 бюджетных мест в высших учебных заведениях.

Причем 46% бюджетных мест отданы инженерным специальностям. Это для страны – необходимость. На 8% увеличилось количество бюджетных мест в медицинских вузах и на 10% – в педагогических институтах и университетах.

«Мы должны готовить новую поросль педагогов для наших школ, – подчеркнула Ольга Васильева. – Порядка 80% выпускников вузов инженерных специальностей, а также педагогических и медицинских после окончания учебы начинают работать по своей основной профессии».

Обсуждая будущее российских вузов, нельзя не затронуть вопросы поступления в вуз и системы единого государственного экзамена в целом.

Как отметила Ольга Васильева, в 2017 году не запланировано никаких изменений в проведении процедуры ЕГЭ.

При этом она добавила, что произойдет отказ от тестовой части по трем предметам: химии, биологии и физике. Таким образом, тесты останутся только при сдаче ЕГЭ по иностранным языкам.

При этом наиболее крупные и престижные высшие учебные заведения имеют право вводить дополнительные, внутренние экзамены для абитуриентов. В их числе – МГУ, МГИМО и некоторые другие.

Согласно закону, каждый вуз имеет право на дополнительный письменный экзамен при поступлении, если он на протяжении последних трех лет имел очень высокий средний балл ЕГЭ для зачисления. Сейчас среди ректоров вузов продолжается активная дискуссия о том, нужны ли подобные преференции, а если да, то каким именно учебным заведениям.

Как отметила министр образования и науки, в текущем году планируется ряд мер по обеспечению эффективности проведения ЕГЭ – это прежде всего информационная безопасность и развитие информационных технологий, в том числе печати и сканирования материалов для пунктов проведения экзаменов. Доля таких пунктов,по предварительной оценке,достигнет 40%.

Для поддержки субъектов страны в 2017году продолжится работа по обеспечению центрами обработки информации. На эти цели выделено почти полмиллиарда рублей.

Зарплаты учителей

Долгое время наиболее больным местом для выпускников педагогических вузов оставалась низкая заработная плата. И до сих пор много вопросов из регионов касалось именно этой темы.

Совсем недавно на съезде партии «Единая Россия» представители профсоюза работников образования и науки рассказали о том, что в 52 регионах страны произошло снижение средней заработной платы.

Однако глава Министерства образования и науки не согласилась с такими утверждениями. При этом она отдельно оговорила, что пока не имеет данных за весь 2016 год и оперирует только показателями за девять месяцев прошедшего года.

Как отметила Ольга Васильева, согласно официальным данным Росстата за девять месяцев 2016 года, в 58 регионах России произошел рост заработной платы. Так, в девяти регионах зарплаты педагогов выросли на пять и более процентов. В их числе Москва, где рост составил 5,5%, Челябинская область (6,2%), Чукотский автономный округ (6,2%), Республика Адыгея (6,3%), Санкт-Петербург (7%), Республика Тыва (7%). Рекордный рост показали Крым и Севастополь, где зарплаты педагогов увеличились стремительно на 15,1 и 18,4% соответственно.

В 24 регионах России зарплаты педагогов сохранились на прежнем уровне или же незначительно уменьшились, но не более чем на 5%.

И только в трех регионах снижение заработной платы педагогов превысило 5%. Это Алтайский край (-5,1%), Тульская область (-5,7%), Республика Марий Эл(-5,6%).

Как заверила Ольга Васильева, если в каких-то регионах и были определенные проблемы или задержки в выплате заработной платы педагогам, то все задолженности были погашены еще в прошлом году, до января 2017-го.

Она также привела несколько сухих цифр о размере зарплат педагогических работников. В целом по России за девять месяцев 2016 года средняя заработная плата учителей общеобразовательных школ составила 33,6 тысячи рублей. За аналогичный период предыдущего года она равнялась 31,9 тысячи.

Меньше получают преподаватели профессиональных училищ и колледжей. Их средняя заработная плата по России за девять месяцев 2016 года едва превысила отметку в 29,1 тысячи рублей. Годом ранее она равнялась 28 тысячам рублей в месяц.

Гораздо более высокими темпами за этот период выросла зарплата у педагогических работников дошкольных учреждений. Хотя в абсолютном выражении их доходы отстают от зарплат их коллег в школах и профучилищах.За девять месяцев 2016-го средняя зарплата у педагогических работников дошкольных учреждений по России достигла25,6тысячи рублей в месяц, тогда как годом ранее она едва дотягивала до 16,4 тысячи рублей.

Как отметила министр образования и науки, у педагогическо-преподавательского состава высшей школы средняя заработная плата за девять месяцев 2016 года по России составила 54 тысячи рублей в месяц.

Однако это средние цифры по стране, в каждом конкретномслучае заработная плата учителей будет отличаться от региона к региону. Поскольку майские указы президента предусматривают, что зарплаты учителей должны достигать уровня средней зарплаты по экономике в регионе, в более богатых областях учителя получают гораздо больше, чем их коллеги из дотационных субъектов страны.

Секс, школа, воспитание

Наиболее острые вопросы журналистов были связаны с чередой сексуальных скандалов в учебных учреждениях страны. На этот счет министр ответила, что все выявленные факты сексуальных домогательств, особенно в отношении несовершеннолетних, должны тщательно расследоваться правоохранительными органами, а окончательный вердикт о виновности должен выносить суд.

При этом она обратила внимание на то, что уже довольно продолжительное время все сотрудники образовательных учреждений, как уже работающие, так и принимаемые на работу, обязаны предоставлять справку об отсутствии судимости. Эта мера на практике должна оградить и защитить учащихся школ от лиц с криминальным прошлым.

Тему продолжили вопросы о том, нужно ли вводить в российских школах уроки сексуального воспитания.В ответ Ольга Васильева напомнила, что попытки вводить подобные уроки в России былив 90-е годы прошлого века.

Апеллируя к своему опыту преподавательской деятельности и общению со студентами, она отметила, что нынешнее «молодое поколение точно также мечтает о большой глубокой любви, прекрасно знают о Ромео и Джульеттеи их вряд ли устроит сексуальное обучение, как, например, в одной из немецких школ, результатом чего стал отъезд семьи на просторы Новосибирской области».

При этом она заявила, что сложнейшие вопросы, связанные с взаимоотношениями полов, с детьми должны обсуждать в первую очередь их родители. Причем именно в том возрасте, когда ребенок будет готов воспринимать информацию на этот счет. «Ни один родитель никоим образом не хочет, я и в этом уверена на сто процентов, чтобы в жизни его ребенка не было большой любви, не было хорошей дружной семьи, не было детей, а у них – не было внуков», – сказала Ольга Васильева.

«Я против упрощенности отношений, – продолжила она. – Я против того, чтобы красивый флер (романтических отношений. – Прим. ред.) исчез из нашей жизни. Потому что не может жить мир без любви, без добра, без семьи, хорошего отношения к людям, особенно к детям».

«Примитивизм никогда не приветствовался никем и нигде, – резюмировала глава Минобрнауки. – Когда мы учились в советской школе, в 10-м классе на уроках биологии нам очень тонко объясняли все вопросы, которые нас, конечно, интересовали».

Последняя тема, как и другие вопросы, связанные не только с сексуальным поведением, но и шире человеческими взаимоотношениями, взаимоотношениями между представителями различных национальностей, культурных диаспор и религиозных убеждений, приобретают все больший и больший вес в современном мире.

При этомв детских садах, школах и вузах обучают не только грамоте, знаниям и профессии, но учат человека жизни: каким быть, как вести себя в той или иной ситуации.

Сегодня перед учителем и преподавателем стоит задача не простонаучить детей азбуке, грамоте, дать базовые знания, подготовить к поступлению в вуз, но и воспитать достойных людей. Здесь важен личный пример.

Школьные педагоги, преподаватели вузов, а также родители, должны реагировать и грамотно отвечать на все современные вызовы, связанные с воспитанием последующих поколений.

Примечательно,что в условиях современного, стремительно меняющегося мира дети и молодежь поройориентируются даже лучше, чем сами взрослые.

А значит, будет лучше, если и семья, и школа, и вузы начнут обсуждать с учащимися и студентами все наиболее острые, наиболее сложныеи неоднозначные вопросы и проблемы и сообща искать пути их решения. К такому спокойному и уважительному диалогу на равных мы и должны быть готовы.


Автор:

Назад к новостям

Материалы дня

День книгодарения отметили на площадках госпитальной школы День книгодарения отметили на площадках госпитальной школы

Каждый из нас много раз слышал: книга – лучший подарок. Поэтому неудивительно, что в 2012 году именн...

Московские школьники завоевали серебро и специальные призы Международной выставки юных изобретателей на Тайване Московские школьники завоевали серебро и специальные призы Международной выставки юных изобретателей на Тайване

Александр Сухотский и Марк Баранов взяли «серебро» за свое изобретение в категории здравоохранение н...

В столице завершилась IV Всероссийская конференция с международным участием «УчимЗнаем» – Заботливая школа–2022» В столице завершилась IV Всероссийская конференция с международным участием «УчимЗнаем» – Заботливая школа–2022»

Организаторами Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Госпитальная ...

В Волгограде объявлен победитель Всероссийского конкурса «Учитель года – 2020» В Волгограде объявлен победитель Всероссийского конкурса «Учитель года – 2020»

С 25 января по 2 февраля Волгоград стал местом сбора преподавательской интеллигенции. Лучшие педагог...

Российское образование в ожидании новых вызовов