«Инклюзивный спорт для всех» - это проект Специальной олимпиады России, реализуемый при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина. Проект способствует развитию в России инклюзивного общества и ставит в приоритет социализацию людей с особенностями интеллектуального развития. По итогам двух лет работы промежуточные итоги, следующие:
— Более 1630 специалистов из 57 регионов повысили квалификацию по программе «Организация и реализация спортивных и социальных программ Специальной Олимпиады»;
— Открылось 229 объединенных школ в 15 регионах страны;
— Более 1000 родителей и тренеров рассказали о прогрессе своих воспитанников во время занятий по программе Специальной Олимпиады.
Кроме того, за этот период было проведено порядка 150 инклюзивных соревнований, в которых приняли участие свыше 7000 атлетов с особенностями развития и около 3000 их партнёров.
В основе проекта «Инклюзивный спорт для всех» лежат три важные составляющие: внедрение инклюзии в школы, обучение специалистов и анализ проделанной работы.
Главная задача проекта – помощь людям с особенностями развития в социализации через спорт. Внедрение инклюзии в школах, проведение там юнифайд-тренировок и соревнований, обучение специалистов и анализ результатов работы, позволяют не только настроить механизм работы инклюзии, но и сформировать профессиональное сообщество, которое способно работать с детьми с особенностями развития на различных уровнях их физической подготовки.
— «Участие молодежи в инклюзивных проектах- это возможность найти себя,обрести внутреннюю силу помогая другим. Это не жертвовать собой, а научится строить отношения между людьми на основе уважения и любви», считает президент Специальной Олимпиады России Ольга Слуцкер.
Юнифайд-тренировки
Юнифайд-тренировки — это особые спортивные занятия, где вместе с атлетами с особенностями развития тренируются их партнеры.
За два года реализации проекта команде Специальной Олимпиады России в 15 регионах России удалось увеличить число объединенных школ до 229. Самый большой показатель у республики Татарстан: здесь за два года открыли 36 объединенных школ, в которых проходят тренировки по 13 видам спорта. Все эти школы систематически принимают участие в соревнованиях, а на их базах проходят инклюзивные тренировки.
В состав объединенных школ входят учреждения, в которых обучаются или тренируются нормотипичные дети и учреждения, в которых обучаются, живут или тренируются дети с особенностями интеллектуального развития.
Ребята вместе занимаются спортом, укрепляют свое здоровье, участвуют в соревнованиях. У школ появляется спортивная база, которая помогает тренерам и учителям успешно внедрять инклюзивный спорт. Программа позволяет со школьного возраста вовлекать детей в единые спортивные игры, открывая границы человеческих возможностей.
«Я участвовал в проведении мастер-класса по юнифайд-футболу в рамках программы «Инклюзивный спорт для всех». Когда я шел на первое занятие, я думал, что легко его проведу, ведь я 9 лет хожу в футбольную секцию. Оказалось, что это не так просто. Постепенно, от занятия к занятию, у нас установились доверительные отношения, у детей появился интерес, а у меня уверенность в том, что я им нужен. Я многому научился у своих подопечных, прежде всего терпению, настойчивости и доброте. Теперь я смотрю на людей с ограниченными возможностями здоровья по-другому. Я их не жалею, нет. Но я им сопереживаю и стремлюсь помочь, если в этом есть необходимость». - отмечает волонтер из города Галич Костромской области.
«Занятия спортом для детей с особенностями интеллектуального развития важны не только потому, что это источник физической активности. Это ещё и возможность адаптироваться к жизни вне стен интерната, учиться общаться, развиваться физически, психически и интеллектуально. Совместные занятия с «обычными» сверстниками помогают детям с ОВЗ быстрее социализироваться, они учатся у своих ровесников, наблюдая за их действиями, общаясь с ними во время тренировки и взаимодействия в игре. Я считаю, что развитие инклюзивного спорта в стране – это нужное и важное дело, а участие в проекте «Инклюзивный спорт для всех» позволяет участникам проекта взаимодействовать друг с другом, совершать поездки и участвовать в соревнованиях за пределами школы, города и даже области, расширять свой кругозор, социализироваться и быть на равных всем участникам проекта». – тренер по юнифайд-баскетболу.
«Два года назад я отвела ребенка заниматься спортом по программе «Инклюзивный спорт для всех». До этого у него были сложности с занятием физкультурой на уроках: он часто отказывался выполнять упражнения, стоял в стороне, закрывал уши. Через время все изменилось: учитель сказал, что ребенок стал вести себя спокойно и терпеливо выполнять упражнения. После старта занятий по программе он стал намного охотнее идти на контакт и с детьми, и со взрослыми. Я, как мама, очень довольна результатами своего ребенка».
Обучение тренеров
Важным аспектом в реализации проекта «Инклюзивный спорт для всех» является повышение квалификации специалистов, которые работают с людьми с особенностями развития. Обучение проходит на базе Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма по программе «Организация и реализация спортивных и социальных программ Специальной Олимпиады».
Обучение позволяет специалистам совершенствовать накопленные знания и умения, обмениваться опытом и практиками с представителями других регионов, применять новые методы взаимодействия с особенными атлетами, привлекать к регулярным физкультурно-спортивным занятиям большее количество особенных ребят.
Образовательная программа включает в себя несколько модулей, которые рассказывают об истории, философии и основных принципах движения, программах адаптивной физкультуры, работе с родителями, принципах врачебно-педагогического контроля, технологиях в организации тренировок и соревнований. Завершается программа дискуссионными площадками. В формате круглого стола все слушатели делятся своим опытом; рассказывают о своих собственных открытиях; делятся методиками, которые они используют в работе; обсуждают то, что узнали в процессе обучения.
За два года реализации программы было обучено 1630 специалистов из 57 регионов России, из них свыше 60% — это тренеры, учителя физической культуры, инструкторы и специалисты по физической культуре. Те специалисты, которые уже давно участвуют в движении, смогли повысить свои компетенции и освоить инновационные технологии АФК и адаптивного спорта. В первый год на обучение записывались в основном представители региональных отделений Специальной Олимпиады, на второй год обучения аудитория стала более разноплановой: к обучению стали присоединяться заинтересованные люди, которые только хотят подключиться к развитию движения и участвовать в деятельности в качестве волонтеров или тренеров.
Лариса Парфенова, Председатель отделения СО в республике Татарстан:
«Благодаря обучению у нас появилась уникальная площадка для обмена опытом и объединения для единой цели специалистов из самых разных сфер. С помощью обучения мы смогли расширить географию специального олимпийского движения, открыть новые региональные отделения и привлечь новых участников».
Региональные отделения отмечают, что благодаря обучению у них наладился более плотный контакт с социальными учреждениями на местах.
Лариса Парфенова, Председатель отделения СО в республике Татарстан:
«К особенным результатам обучения можно отнести зарождение инклюзивного корпоративного духа и отличной атмосферы для обмена опытом и тиражирования его на широкую аудиторию. Возникли новые партнерские отношения между регионами, отделениями Специальной Олимпиады России и специалистами».
«Прежде всего хочу поблагодарить команду Специальной Олимпиады за прекрасно организованные и информативные курсы. Таких занятий я за свою деятельность ещё ни у кого не встречала. Я работаю преподавателем в высшей школе, а в свободное время занимаюсь тренерской деятельностью. Меня всегда это очень вдохновляло. Спустя 10 лет тренерской деятельности, мне захотелось быть полезной и для деток с особенностями. Я самостоятельно связалась с нашим региональным центром по работе с лицами с интеллектуальными нарушениями развития, и они мне предложили обучиться на курсах. После обучения мы набрали несколько групп, работаем с детьми при сопровождении родителей (все так, как учили: родители — мои трансляторы) и уже начали достигать первых значимых успехов: мы приняли участие в выездных соревнованиях и даже были отмечены медалями! Мы доказали себе и всем, что невозможное возможно. Видеть слезы счастья родителей — лучшая награда для тренера».
— участник курса «Организация и реализация спортивных и социальных программ Специальной Олимпиады»
«Когда мне предложили тренировать команду Специальной Олимпиады по юнифайд-флорболу, я не придал этому значения и даже не попытался разобраться, что это такое. Обучение я согласился пройти с мыслью, что “лишние курсы не помешают”. До лекций от ваших спикеров в моей голове было неправильное понимание термина “инклюзия” и неправильное отношение к людям с ментальными особенностями развития. Спасибо за ваш труд. После того, как я прошел обучение, у меня весь мир перевернулся. Вы разрушили все стереотипы, которые формировались в моей голове годами. Я еле сдерживал слёзы. У меня поменялся взгляд на особенных детей, на нормотипичных детей. Я и на своих детей в семье я стал смотреть совершенно по-другому. Спасибо вам и всем, кто проделал такую работу. Вы дали нам возможность учиться и смотреть на мир детей совершенно по-другому».
— участник курса «Организация и реализация спортивных и социальных программ Специальной Олимпиады»
Социальное исследование
Максимального результата в общении между детьми с особенностями и нормотипичными спортсменами получается достичь через работу в команде. Во время соревнований атлеты находятся в равных условиях с партнерами и единой командой идут к победе. Такой подход позволяет людям с особенностями развития почувствовать себя нужными, обрести веру в себя и занять полноценное место в обществе. Нормотипичные ребята в совместных тренировках учатся понимать особенных сверстников, доверять им и вместе идти к цели.
Именно это подтверждает одно из важных направлений проекта – социальное исследование.
Важно отметить, что на данный момент в России нет ни одного социального исследования, которое бы попыталось изучить влияние инклюзивных спортивных занятий на жизненную траекторию семей, которые воспитывают детей с особенностями развития, и на все наше общество.
Проведенное исследование показало, что спорт – это главная дополнительная активность в жизни особенных детей, которая положительно влияет на участие особенного ребенка в занятиях инклюзивным спортом по программе Специальной Олимпиады.
Благодаря инклюзивному спорту у особенных атлетов улучшается физическое и психоэмоциональное состояние, повышается самооценка, улучшается коммуникабельность, расширяется круг интересов и общения, в том числе с окружающими их в повседневной жизни нормотипичными детьми, а также взрослыми людьми.
Родители отмечают: «Проект позволил мне поднять собственную самооценку. Признаюсь, что до пяти лет я им вообще не гордилась. А сейчас он не просто живет, а достигает успехов, побеждает. Вместе с ним побеждаю и я. Это давно забыто чувство возвращается».
«Моей дочери очень нравится участвовать в соревнованиях, побеждать и получать грамоты и медали. Я, как мама ребенка с синдромом Дауна, хочу сказать огромное спасибо всем организаторам проекта «Инклюзивный спорт для всех» и считаю, что инклюзивный спорт не только позволяет детям найти сферу, в которой они могли бы реализоваться, но и дает возможность взаимодействовать с обычными детьми».
Программа «Инклюзивный спорт для всех» вызывает огромный интерес в профессиональной среде и находит живой отклик у простых граждан, что свидетельствует об ее актуальности и значимости для российского общества.
Впереди нас ждут еще множество ярких и насыщенных событий, которые принесут ценный опыт и знания, а также помогут создать инфраструктуру для занятий спортом для людей с ментальными особенностями и без.
Автор: Мария Ракова
В Академии состоялся гала-концерт «Россия – это мы», посвященный Дню России и 75-летию Ветеранской о...
Столичная соцзащита чутко реагирует на вызовы времени и меняющиеся запросы жителей. Это возможно не ...
На площадках столичного проекта госпитальных школ «УчимЗнаем» стартовала уникальная образовательная ...
16 февраля состоялся официальный старт Всероссийской акции «Семейный код донора», флагманского проек...
14 Октября 2017
21 Марта 2018
8 Февраля 2017
12 Июля 2016