Национальный Контроль.

Масштабный проект «Инклюзивный спорт для всех»: Итоги второго года работы

Общество
Масштабный проект «Инклюзивный спорт для всех»: Итоги второго года работы

Фото: Мария Ракова

Проект «Инклюзивный спорт для всех» рассчитан на три года и охватывает 15 регионов России - республики Дагестан, Татарстан, Карелия и Башкортостан, Краснодарский, Красноярский и Хабаровский край, Ивановская, Костромская, Новосибирская, Самарская, Свердловская, Ростовская области, г. Москва, г. Санкт-Петербург

«Инклюзивный спорт для всех» - это проект Специальной олимпиады России, реализуемый при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина. Проект способствует развитию в России инклюзивного общества и ставит в приоритет социализацию людей с особенностями интеллектуального развития. По итогам двух лет работы промежуточные итоги, следующие:

— Более 1630 специалистов из 57 регионов повысили квалификацию по программе «Организация и реализация спортивных и социальных программ Специальной Олимпиады»;

— Открылось 229 объединенных школ в 15 регионах страны;

— Более 1000 родителей и тренеров рассказали о прогрессе своих воспитанников во время занятий по программе Специальной Олимпиады.

Кроме того, за этот период было проведено порядка 150 инклюзивных соревнований, в которых приняли участие свыше 7000 атлетов с особенностями развития и около 3000 их партнёров.

В основе проекта «Инклюзивный спорт для всех» лежат три важные составляющие: внедрение инклюзии в школы, обучение специалистов и анализ проделанной работы.

Главная задача проекта – помощь людям с особенностями развития в социализации через спорт. Внедрение инклюзии в школах, проведение там юнифайд-тренировок и соревнований, обучение специалистов и анализ результатов работы, позволяют не только настроить механизм работы инклюзии, но и сформировать профессиональное сообщество, которое способно работать с детьми с особенностями развития на различных уровнях их физической подготовки.

— «Участие молодежи в инклюзивных проектах- это возможность найти себя,обрести внутреннюю силу помогая другим. Это не жертвовать собой, а научится строить отношения между людьми на основе уважения и любви», считает президент Специальной Олимпиады России Ольга Слуцкер.

Юнифайд-тренировки

Юнифайд-тренировки — это особые спортивные занятия, где вместе с атлетами с особенностями развития тренируются их партнеры.

За два года реализации проекта команде Специальной Олимпиады России в 15 регионах России удалось увеличить число объединенных школ до 229. Самый большой показатель у республики Татарстан: здесь за два года открыли 36 объединенных школ, в которых проходят тренировки по 13 видам спорта. Все эти школы систематически принимают участие в соревнованиях, а на их базах проходят инклюзивные тренировки.

В состав объединенных школ входят учреждения, в которых обучаются или тренируются нормотипичные дети и учреждения, в которых обучаются, живут или тренируются дети с особенностями интеллектуального развития.

Ребята вместе занимаются спортом, укрепляют свое здоровье, участвуют в соревнованиях. У школ появляется спортивная база, которая помогает тренерам и учителям успешно внедрять инклюзивный спорт. Программа позволяет со школьного возраста вовлекать детей в единые спортивные игры, открывая границы человеческих возможностей.

«Я участвовал в проведении мастер-класса по юнифайд-футболу в рамках программы «Инклюзивный спорт для всех». Когда я шел на первое занятие, я думал, что легко его проведу, ведь я 9 лет хожу в футбольную секцию. Оказалось, что это не так просто. Постепенно, от занятия к занятию, у нас установились доверительные отношения, у детей появился интерес, а у меня уверенность в том, что я им нужен. Я многому научился у своих подопечных, прежде всего терпению, настойчивости и доброте. Теперь я смотрю на людей с ограниченными возможностями здоровья по-другому. Я их не жалею, нет. Но я им сопереживаю и стремлюсь помочь, если в этом есть необходимость». - отмечает волонтер из города Галич Костромской области.

«Занятия спортом для детей с особенностями интеллектуального развития важны не только потому, что это источник физической активности. Это ещё и возможность адаптироваться к жизни вне стен интерната, учиться общаться, развиваться физически, психически и интеллектуально. Совместные занятия с «обычными» сверстниками помогают детям с ОВЗ быстрее социализироваться, они учатся у своих ровесников, наблюдая за их действиями, общаясь с ними во время тренировки и взаимодействия в игре. Я считаю, что развитие инклюзивного спорта в стране – это нужное и важное дело, а участие в проекте «Инклюзивный спорт для всех» позволяет участникам проекта взаимодействовать друг с другом, совершать поездки и участвовать в соревнованиях за пределами школы, города и даже области, расширять свой кругозор, социализироваться и быть на равных всем участникам проекта». – тренер по юнифайд-баскетболу.

«Два года назад я отвела ребенка заниматься спортом по программе «Инклюзивный спорт для всех». До этого у него были сложности с занятием физкультурой на уроках: он часто отказывался выполнять упражнения, стоял в стороне, закрывал уши. Через время все изменилось: учитель сказал, что ребенок стал вести себя спокойно и терпеливо выполнять упражнения. После старта занятий по программе он стал намного охотнее идти на контакт и с детьми, и со взрослыми. Я, как мама, очень довольна результатами своего ребенка».

Обучение тренеров

Важным аспектом в реализации проекта «Инклюзивный спорт для всех» является повышение квалификации специалистов, которые работают с людьми с особенностями развития. Обучение проходит на базе Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма по программе «Организация и реализация спортивных и социальных программ Специальной Олимпиады».

Обучение позволяет специалистам совершенствовать накопленные знания и умения, обмениваться опытом и практиками с представителями других регионов, применять новые методы взаимодействия с особенными атлетами, привлекать к регулярным физкультурно-спортивным занятиям большее количество особенных ребят.

Образовательная программа включает в себя несколько модулей, которые рассказывают об истории, философии и основных принципах движения, программах адаптивной физкультуры, работе с родителями, принципах врачебно-педагогического контроля, технологиях в организации тренировок и соревнований. Завершается программа дискуссионными площадками. В формате круглого стола все слушатели делятся своим опытом; рассказывают о своих собственных открытиях; делятся методиками, которые они используют в работе; обсуждают то, что узнали в процессе обучения.

За два года реализации программы было обучено 1630 специалистов из 57 регионов России, из них свыше 60% — это тренеры, учителя физической культуры, инструкторы и специалисты по физической культуре. Те специалисты, которые уже давно участвуют в движении, смогли повысить свои компетенции и освоить инновационные технологии АФК и адаптивного спорта. В первый год на обучение записывались в основном представители региональных отделений Специальной Олимпиады, на второй год обучения аудитория стала более разноплановой: к обучению стали присоединяться заинтересованные люди, которые только хотят подключиться к развитию движения и участвовать в деятельности в качестве волонтеров или тренеров.

Лариса Парфенова, Председатель отделения СО в республике Татарстан:

«Благодаря обучению у нас появилась уникальная площадка для обмена опытом и объединения для единой цели специалистов из самых разных сфер. С помощью обучения мы смогли расширить географию специального олимпийского движения, открыть новые региональные отделения и привлечь новых участников».

Региональные отделения отмечают, что благодаря обучению у них наладился более плотный контакт с социальными учреждениями на местах.

Лариса Парфенова, Председатель отделения СО в республике Татарстан:

«К особенным результатам обучения можно отнести зарождение инклюзивного корпоративного духа и отличной атмосферы для обмена опытом и тиражирования его на широкую аудиторию. Возникли новые партнерские отношения между регионами, отделениями Специальной Олимпиады России и специалистами».

«Прежде всего хочу поблагодарить команду Специальной Олимпиады за прекрасно организованные и информативные курсы. Таких занятий я за свою деятельность ещё ни у кого не встречала. Я работаю преподавателем в высшей школе, а в свободное время занимаюсь тренерской деятельностью. Меня всегда это очень вдохновляло. Спустя 10 лет тренерской деятельности, мне захотелось быть полезной и для деток с особенностями. Я самостоятельно связалась с нашим региональным центром по работе с лицами с интеллектуальными нарушениями развития, и они мне предложили обучиться на курсах. После обучения мы набрали несколько групп, работаем с детьми при сопровождении родителей (все так, как учили: родители — мои трансляторы) и уже начали достигать первых значимых успехов: мы приняли участие в выездных соревнованиях и даже были отмечены медалями! Мы доказали себе и всем, что невозможное возможно. Видеть слезы счастья родителей — лучшая награда для тренера».

— участник курса «Организация и реализация спортивных и социальных программ Специальной Олимпиады»

«Когда мне предложили тренировать команду Специальной Олимпиады по юнифайд-флорболу, я не придал этому значения и даже не попытался разобраться, что это такое. Обучение я согласился пройти с мыслью, что “лишние курсы не помешают”. До лекций от ваших спикеров в моей голове было неправильное понимание термина “инклюзия” и неправильное отношение к людям с ментальными особенностями развития. Спасибо за ваш труд. После того, как я прошел обучение, у меня весь мир перевернулся. Вы разрушили все стереотипы, которые формировались в моей голове годами. Я еле сдерживал слёзы. У меня поменялся взгляд на особенных детей, на нормотипичных детей. Я и на своих детей в семье я стал смотреть совершенно по-другому. Спасибо вам и всем, кто проделал такую работу. Вы дали нам возможность учиться и смотреть на мир детей совершенно по-другому».

— участник курса «Организация и реализация спортивных и социальных программ Специальной Олимпиады»

Социальное исследование

Максимального результата в общении между детьми с особенностями и нормотипичными спортсменами получается достичь через работу в команде. Во время соревнований атлеты находятся в равных условиях с партнерами и единой командой идут к победе. Такой подход позволяет людям с особенностями развития почувствовать себя нужными, обрести веру в себя и занять полноценное место в обществе. Нормотипичные ребята в совместных тренировках учатся понимать особенных сверстников, доверять им и вместе идти к цели.

Именно это подтверждает одно из важных направлений проекта – социальное исследование.

Важно отметить, что на данный момент в России нет ни одного социального исследования, которое бы попыталось изучить влияние инклюзивных спортивных занятий на жизненную траекторию семей, которые воспитывают детей с особенностями развития, и на все наше общество.

Проведенное исследование показало, что спорт – это главная дополнительная активность в жизни особенных детей, которая положительно влияет на участие особенного ребенка в занятиях инклюзивным спортом по программе Специальной Олимпиады.

Благодаря инклюзивному спорту у особенных атлетов улучшается физическое и психоэмоциональное состояние, повышается самооценка, улучшается коммуникабельность, расширяется круг интересов и общения, в том числе с окружающими их в повседневной жизни нормотипичными детьми, а также взрослыми людьми.

Родители отмечают: «Проект позволил мне поднять собственную самооценку. Признаюсь, что до пяти лет я им вообще не гордилась. А сейчас он не просто живет, а достигает успехов, побеждает. Вместе с ним побеждаю и я. Это давно забыто чувство возвращается».

«Моей дочери очень нравится участвовать в соревнованиях, побеждать и получать грамоты и медали. Я, как мама ребенка с синдромом Дауна, хочу сказать огромное спасибо всем организаторам проекта «Инклюзивный спорт для всех» и считаю, что инклюзивный спорт не только позволяет детям найти сферу, в которой они могли бы реализоваться, но и дает возможность взаимодействовать с обычными детьми».

Программа «Инклюзивный спорт для всех» вызывает огромный интерес в профессиональной среде и находит живой отклик у простых граждан, что свидетельствует об ее актуальности и значимости для российского общества.

Впереди нас ждут еще множество ярких и насыщенных событий, которые принесут ценный опыт и знания, а также помогут создать инфраструктуру для занятий спортом для людей с ментальными особенностями и без.


Автор:

Назад к новостям

Материалы дня

Ученики госпитальных школ Москвы смогут изучать современную науку и встречаться с молодыми учеными Ученики госпитальных школ Москвы смогут изучать современную науку и встречаться с молодыми учеными

На площадках столичного проекта госпитальных школ «УчимЗнаем» стартовала уникальная образовательная ...

«Семейный код донора»: В Год семьи стартовала всероссийская акция по донорству крови «Семейный код донора»: В Год семьи стартовала всероссийская акция по донорству крови

16 февраля состоялся официальный старт Всероссийской акции «Семейный код донора», флагманского проек...

В Музее ГОНа расскажут о секретах создания автомобилей в России за последние 100 лет В Музее ГОНа расскажут о секретах создания автомобилей в России за последние 100 лет

Музей Гаража особого назначения на ВДНХ совместно с Научно-исследовательским автомобильным и автомот...

В столице наградили победителей и лауреатов Всероссийской акции «Код донора. Наставничество» В столице наградили победителей и лауреатов Всероссийской акции «Код донора. Наставничество»

Награду за вклад в развитие донорского движения и популяризацию донорства получили 88 участников

Масштабный проект «Инклюзивный спорт для всех»: Итоги второго года работы