Национальный Контроль.

Борьба с курением: Антитабачная кампания против силы привычки

Здоровье
Борьба с курением: Антитабачная кампания против силы привычки

Фото: pixabay.com

Независимое исследовательское агентство MagramMarketResearch выяснило, что большая часть россиян начинает курить за компанию или из желания снять стресс

Наиболее эффективными мерами в борьбе с курением участники опроса считают повышение акцизов на продажу сигарет, в то время как запрет на курение в общественных местах, закрытая выкладка сигарет и устрашающие изображения на пачке на решение бросить курить, по словам самих же курильщиков, никак не влияют.

«Дело в том, что в нашей стране еще сильны старые привычки. Были времена, особенно тяжелые военные годы, когда люди курили, как паровозы, лишь бы успокоить нервы. И никто на это не обращал внимания, не делал трагедии, – говорит автор уникальной методики реабилитации, руководитель «Клиники Доктора Шишонина», к.м.н. Александр Шишонин. – Вспомните старые добрые фильмы, где даже положительные герои – военнослужащие, великие конструкторы, рабочие, крестьяне, инженеры, врачи – «смолят» прямо в камеру. Фаина Раневская в кинокадре практически все время появляется с сигаретой. Вспомните любимые старшими поколениями песни – «Давай закурим» и др. В итоге в нашем сознании закрепился опасный стереотип, что в курении, якобы, ничего страшного нет – обычное дело». 

По словам доктора Шишонина, у курильщиков на 30% возрастает риск сердечно-сосудистых заболеваний и смертности от них. На 30% повышается риск заболеваний, связанных с онкологией. 

«Курение наносит гораздо больше вреда, чем тот же алкоголизм. Это видно по обострению всех хронических заболеваний у человека. Поэтому нельзя надеяться на какой-то экономический подъем в стране, кардинальным образом не изменив отношение к курению, – продолжает эксперт. – Победа над курением позволит практически без всяких дополнительных усилий устроить демографический взрыв. Люди перестанут в таком количестве умирать. Так что проблема курения в этой связи выходит на первый план.

Курение в нашей стране необходимо не просто победить, но и решить эту проблему кардинально. Бороться нужно яростно и непримиримо. Стратегия борьбы с курением должна быть долгосрочной, на 15-20 лет, чтобы перевоспитать наше общество, начиная с молодого поколения. Нужно создать такую культурную среду, которая бы не принимала людей, пахнущих табачным дымом. Постепенно, через СМИ, через пропаганду сделать так, чтобы человек с запахом табака считался недостаточно здоровым, не допускался к ответственной работе. Также как мы терпим от человека постоянный запах алкоголя, но и относимся к нему соответственно. И когда это неприятие пойдет по всей вертикали российского общественного строя, когда изменится образ мысли и стереотипы россиян, люди перестанут курить». 

По данным MagramMR*,среди основных мотивов начала курения россияне назвали потребность соответствовать социальной среде (63%), стремление к самовыражению (41%), эмоциональные мотивы (34%) и любопытство (32%).

Мотивация к началу курения коррелирует с возрастом: 59% курящих россиян (старше 25 лет) и 41% (в возрасте 19 – 24 лет) начинают курить из желания расслабиться или снять стресс. 

В то же время все возрастные группы сошлись во мнении, что курение – это следствие влияния социальной среды: 69% (до 18 лет), 62% (в возрасте 19 – 24 лет), 46% (старше 25 лет). 

В целом, войдя в привычку, сигарета помогает успокоиться и снять напряжение. 

Интересно, что ко вновь предлагаемым мерам антитабачной кампании население относится скептически. Большинство опрошенных отрицательно воспринимают идею введения обезличенной пачки сигарет, по мнению 43% респондентов, ввод такой меры создаст дополнительное неудобство при покупке, 27% полагает, что данная мера ущемляет права курильщиков. 

Наиболее вероятными последствиями ввода такой меры курильщики называют рост контрафактной продукции (78%) и контрабанды из соседних стран (61%), а также в целом снижение качества сигарет (57%). 

«Курение – само по себе сильная привязанность и привычка, которые формируются годами в силу социальных и психологических причин, - говорит Мария Белькович, Руководитель группы департамента количественных исследований независимого агентства Magram Market Research. – Поэтому привлечь на свою сторону курящую часть населения государству удастся при реализации комплекса мер, направленных на борьбу с курением, лежащих в области регулирования и создания условий для ведения здорового образа жизни, способствующих сокращению числа начинающих курильщиков и желанию курильщиков со стажем отказаться от вредной привычки». 

*Исследование проводилось в августе 2017 г. в городах России с численностью населения 500 тысяч человек. В опросе приняли участие мужчины и женщины в возрасте от 18-ти до 64-х лет с разным стажем курения сигарет с фильтром (всего 1819 человек).
В опросе приняли участие 71% заядлых или постоянных курильщиков, 29% - нерегулярных или начинающих курильщиков. 

Назад к новостям

Материалы дня

Юнифайд-спорт шагает по Челябинской области Юнифайд-спорт шагает по Челябинской области

Очередным юнифайд-событием в регионе стал инклюзивный турнир по бочче, который прошел на прошлой нед...

Удалять нельзя оставить: стоит ли превентивно удалять грудь Удалять нельзя оставить: стоит ли превентивно удалять грудь

Операции по превентивному удалению груди делают многие зарубежные звезды. О том, когда целесообразно...

В Дагестане рассказали «Достоверно о здоровье» В Дагестане рассказали «Достоверно о здоровье»

Любая недостоверная информация, которая касается здоровья, может оказаться опасной

В Москве пройдет юбилейный конгресс онкопациентов В Москве пройдет юбилейный конгресс онкопациентов

21 октября накануне V Всероссийского конгресса онкологических пациентов состоялась онлайн пресс-конф...

Борьба с курением: Антитабачная кампания против силы привычки