Национальный Контроль.

Восточный в ожидании первого пуска

Общество
Восточный в ожидании первого пуска

Фото: shutterstock.com

Космодром Восточный – проект национального масштаба – практически готов к выполнению первого пуска. Меньше девяти лет прошло от принятия решения до начала эксплуатации новой российской космической гавани.

После распада Советского Союза отечественным специалистам пришлось урегулировать нелегкую проблему осуществления национальной космической программы с учетом новых реалий. Байконур оказался за границей – в независимой Республике Казахстан. На тот момент Россия имела два космодрома на собственной территории. При этом высокоширотное расположение Плесецка в Архангельской области и эксплуатируемый там парк средств выведения не позволяли выполнять пилотируемые запуски и доставлять коммерческие спутники на геостационарные орбиты. Возможности Капустина Яра, находящегося в Астраханской области, ограничивались легкими ракетами-носителями…

Попытка создать новый космодром на базе 27й Краснознаменной дальневосточной дивизии РВСН в Амурской области, предпринятая в 1996 году, окончилась тем, что за десять лет эксплуатации с марта 1997го по апрель 2006 года отсюда улетели лишь пять легких конверсионных «Стартов1»: реально Свободный можно было назвать пусковой базой, также как и Ясный в Оренбургской области, из шахт которого уходят в космос ракеты «Днепр».

Таким образом, можно констатировать, что Россия на тот момент не обладала полностью независимым доступом в космос во всем спектре реализуемых программ – от военных и научных до социальноэкономических и пилотируемых.

К середине 2007 года высшее политическое руководство страны поставило задачу решить эту проблему и создать новый полноценный российский космодром.

Место новой космической гавани выбиралось с учетом ряда требований: близости к экватору и океанским побережьям, наличия промышленнохозяйственной инфраструктуры, климатических и сейсмологических условий. Наиболее оптимальным представлялись два района – город Углегорск в Амурской области (место расположения космодрома Свободный) и Советская Гавань на побережье Тихого океана. Изза лучшей сейсмической обстановки выбрали Углегорск, где и развернулось строительство.

Новый космодром был призван гарантировать выполнение национальных российских, а также международных и коммерческих космических программ, снизив политические риски (в те годы Казахстан несколько раз под различными предлогами блокировал пуски российских космических ракет).

Несомненно большим значением строительства считалось улучшение социальноэкономической обстановки Амурской области, развитие местной промышленной базы с привлечением инвестиций и частного капитала. За счет создания космодрома местные власти предполагали решить региональные задачи Дальневосточного федерального округа. Председатель Наблюдательного совета некоммерческого Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов рассматривал новый космодром в качестве краеугольного камня для реализации госпрограммы по переселению соотечественников.

С чисто технической точки зрения космодром получал ряд преимуществ: начальный участок трассы полета ракетносителей не проходит над густонаселенными регионами России и территориями иностранных государств, а отделяющиеся части падают в безлюдных регионах страны или в нейтральных водах. Обладающий более современным (по сравнению с имеющимися) техническим комплексом космодром возводился вблизи развитых железных дорог и автомобильных магистралей.

Владимир Путин подписал указ о строительстве космодрома на российском Дальнем Востоке 6 ноября 2007 года. С этого момента проводились рекогносцировочные и расчетносметные работы, а также решались различные организационные вопросы. В 2011 году велось техническое и эскизное проектирование, из федерального бюджета были выделены первые 1,4 млрд рублей на строительство железных и автомобильных дорог, монтаж линий электропередачи и промышленной эксплуатационной базы. Возведение объектов космодрома началось в июле 2012 года.

На первый этап строительства – создание обеспечивающей инфраструктуры – до 2015 года было выделено 81 млрд рублей, в рамках Федеральной космической программы – еще 92 млрд. Общая стоимость проекта оценивается в 300 млрд рублей.

С самого начала исполнение проекта находилось под контролем высшего политического руководства страны, чем подчеркивалась государственная важность космодрома. За последние годы президент Владимир Путин и премьерминистр Дмитрий Медведев несколько раз посещали стройку, а визиты на Восточный вицепремьера Дмитрия Рогозина проходят практически ежемесячно. Космодром также является предметом первостепенного внимания со стороны руководителей Роскосмоса.

В 2011 году были расставлены приоритеты: в первую очередь на Восточном предполагалось построить стартовый комплекс для ракет «Союз2» среднего класса. Это стало ключевой задачей первого этапа строительства, который должен завершиться выполнением первого пуска с космодрома. Основным содержанием второго этапа станет строительство стартового комплекса для универсального семейства носителей «Ангара» легкого, среднего и тяжелого классов.

Восточный – масштабная стройка: на его территории будет возведено более 500 зданий и сооружений, аэродром, кислородноазотный и водородный заводы для получения компонентов ракетного топлива на месте, а также современный измерительный комплекс, не говоря о системах канализации, водо и электроснабжения, 115 км автомобильных и 125 км железных дорог, включая ветку от станции «Ледяная». Космические объекты сосредоточены на двух площадках – техническом и стартовом комплексах. Среди них такие сложные инженерные сооружения, как пусковое устройство, заправочный комплекс, монтажноиспытательные корпуса для подготовки средств выведения, автоматических космических аппаратов и пилотируемых
кораблей.

Наконец, строится наукоград Циолковский, рассчитанный на 20–30 тысяч человек. Здесь планируется возвести 30 объектов соцкультбыта и 42 многоэтажных дома, в которых будут жить специалисты космодрома и их семьи.

Сравнивая Восточный с остальными российскими космодромами, следует отметить существенные отличия, прежде всего – компактность: он занимает лишь 700 км2, в то время как площадь Байконура составляет 6700 км2, Плесецка – 1700 км2. Еще больше отличий в использовании новейшего оборудования и технических решений.

Например, на Байконуре или в Плесецке блоки ракеты разгружаются в одном здании, собираются в другом, а заправка вообще вынесена за 30–40 км. Перевозка по внутриполигонным путям увеличивает риски повреждения изделий изза тряски, вибрации и возможных ударов. На Восточном всё происходит под одной крышей закрытого помещения: от приемки блоков носителя и космического аппарата до вывоза ракеты на стартовый комплекс. Только заправка разгонного блока отнесена на некоторое удаление.

Еще одна новинка: носители «Союз2» и «АнгараА5» решено собирать в общем Технологическом комплексе космодрома (ТКК), который строится поэтапно. На первом этапе будет сдана в эксплуатацию часть комплекса, отвечающая за сборку, подготовку и испытание «Союза», на втором – «Ангары». Параллельно возводятся участки ТКК для подготовки космических головных частей – включая разгонные блоки, аппараты (в том числе пилотируемые корабли) и головные обтекатели – соединенные трансбордерной галереей.

Впервые в более чем полувековой истории для подготовки ракет «Союз» на стартовом комплексе в России используется мобильная башня обслуживания (МБО) высотой 52 м и массой 1600 т. В условиях суровой зимней погоды она даст возможность стартовому расчету работать с ракетой в комфортных условиях. Аналогичная МБО построена в Гвианском космическом центре, откуда также стартуют наши «Союзы».

Осенью 2011 года началась подготовка стройплощадки космодрома, в июле 2012го – работы по сооружению стартового комплекса ракеты «Союз2». К ноябрю 2013 года вырыли котлован и заложили фундаменты сооружений ТКК. В конце 2015 года завершились все основные строительномонтажные работы первого этапа, в том числе в монтажно-испытательном корпусе ракетыносителя площадью более 12 000 м2. Сооружение включает административнопроизводственную и сборочноиспытательную части, в которых проложены сложнейшие инженерные системы, установлено уникальное оборудование.

Высота сборочного зала превышает 37 м, производственное помещение оснащено двумя мостовыми кранами российского производства грузоподъемностью 50 т каждый. Интересно, что одна из стен зала – сплошное витражное остекление площадью более 6000 м2. Это позволяет в полной мере использовать солнечный свет для дополнительного освещения. Административнопроизводственная часть – семиэтажное здание, включающее более 700 помещений различного назначения. Для обеспечения высокой надежности его разбили на три температурносейсмичных
блока.

Сейчас на космодроме полным ходом идет подготовка к первому пуску «Союз2», намеченному на конец апреля (ракета должна вывести на орбиту космические аппараты «Ломоносов», «Аист» и «АнСат»). 21–26 марта успешно прошел так называемый «сухой вывоз» – операция, в ходе которой с носителем выполнялись все предстартовые процедуры, за исключением заправки и собственно пуска.

Дальнейшие перспективы Восточного связаны со строительством и вводом в строй технического и стартового комплексов ракеты «Ангара», а также с началом пилотируемых полетов и российской лунной программой. Строительство старта должно начаться в 2016 году с тем, чтобы выполнить первые пуски в 2020–2021 годах.

Пусковая инфраструктура для «Ангары» будет создаваться с учетом опыта, полученного на космодроме Плесецк. С универсального стартового комплекса смогут взлетать все ракеты семейства, в том числе тяжелая грузовая «АнгараА5», пилотируемая «АнгараА5П» с транспортным кораблем нового поколения «Федерация» и «лунная» «АнгараА5В». Стартовый комплекс и соответствующий участок ТКК должны быть готовы в 2020 году. Они будут дополнены соответствующими системами для посадки космонавтов в корабль и экстренной эвакуации с защитными сооруженимия в случае необходимости, а в конструкции будет учтено использование первого российского криогенного разгонного блока КВТК.

Считается, что Восточный станет основным космодромом для гражданских (в том числе и коммерческих) пусков «Ангары» (за Плесецком останутся запуски в интересах Министерства обороны России). В более отдаленной перспективе Восточный рассматривается как отечественная «космическая гавань» при пилотируемых полетах в дальний космос. Последняя задача может быть решена с помощью ракетносителей сверхтяжелого класса, которые планируется создать после 2025 года. С параметрами будущих космических систем Роскосмос должен определиться в этом году.

Восточный обеспечит нашей стране постоянный независимый доступ в космос и осуществление космической деятельности в области научных, прикладных и пилотируемых программ, а также гарантирует выполнение международных и коммерческих проектов. Расположение нового космодрома дает возможность запускать космические аппараты на любые типы орбит (включая геостационарные и солнечносинхронные), а также на отлетные траектории к планетам Солнечной системы. В перспективе Восточный полностью заменит Байконур. Наконец, строительство и эксплуатация нового космодрома позволят улучшить социальноэкономическую ситуацию на российском Дальнем Востоке.


Автор:

Назад к новостям

Материалы дня

«Семейный код донора»: В Год семьи стартовала всероссийская акция по донорству крови «Семейный код донора»: В Год семьи стартовала всероссийская акция по донорству крови

16 февраля состоялся официальный старт Всероссийской акции «Семейный код донора», флагманского проек...

В Музее ГОНа расскажут о секретах создания автомобилей в России за последние 100 лет В Музее ГОНа расскажут о секретах создания автомобилей в России за последние 100 лет

Музей Гаража особого назначения на ВДНХ совместно с Научно-исследовательским автомобильным и автомот...

В столице наградили победителей и лауреатов Всероссийской акции «Код донора. Наставничество» В столице наградили победителей и лауреатов Всероссийской акции «Код донора. Наставничество»

Награду за вклад в развитие донорского движения и популяризацию донорства получили 88 участников

"Дороги Победы": Просветительство и патриотизм "Дороги Победы": Просветительство и патриотизм

Всероссийская военно-патриотическая программа «Дороги Победы» - уникальный социальный проект, которы...

Восточный в ожидании первого пуска